Scandy — 2008

Норвегия - Путешествуя по Норвегии

  scandy — 2008

Это моя 5-ая авто-поезка в Скандинавию. Опять-таки, целью этого отчета не ставилось описание Скандинавских красот. Отчетов по посещениям Норвегии, Лапландии и Шведо-Финляндии в целом в И-нете имеется великое множество, и я их традиционно использую при планировании своих маршрутов. В ходе данной поездки мы «охватили» очередной сегмент Скандинавии.

Day 1– 23.08.2008

В этом году, маршрут нашей Скандинавской поездки претерпел некоторые измерения, в том смысле, что мы впервые с 2003 использовали паром Турку-Стокгольм. Обычно мы прокладывали курс с учетом объезда Ботнического залива. В 2003 году, весной, мы предприняли первую авто-поездку в Европу-Скандинавию, и планировали доехать тогда до норвежского Бергена.

Но тогда нам путь в горах преградили снегопады, и до Бергена мы добраться не смогли. Вот решили доехать туда в этом году и подняться вверх до Тродхейма, где мы уже были в 2006 году. Охватим, таким образом, очередной сегмент в Скандивавии. Тем более, что Ботнический залив в этом году огибали по пути в Евро-2008.

Итак, маршрут идеологически проложен, пора в путь.

Опять-таки, в связи с отвратительным состоянием дорог в Ленинградской области на Приозерском (а на других (???)) направлении, наш типовой маршрут и график претерпели некоторые изменения. А именно – выезжали мы из Петербурга, а не из Васкелово (дорога через Стеклянный на Скандинавию – просто ужасна), и поскольку мы освоили льготные дневные паромы, то опять решили воспользоваться дневным паромом Викинга из Турку в Стокгольм. Итак, выехали из СПб в 7-15, к 9-00 добрались до известного Лукойла за Выборгом на 145км, к 10 утра мы на переходе Брусничное.

Обычно по дороге в Турку мы переходим границу в Торфяновке, но по последним наблюдениям – наши службы работают там из рук вон плохо, медленно, на Бруснике, вроде, чуть лучше. Кроме того, паром у нас только завтра утром, и мы запланировали посещение наших друзей по поездкам на Северный полюс, которые отдыхали в коттедже между Миккеле и Койвулой. Однако, прибыв на Бруснику, увидели гигантский хвост, длиннее, чем когда-либо замеченный там. Хорошо, что мы не спешим особо...

Все решили проводить лето и закупиться перед учебным годом в Суоми, однако... Но нам повезло – наши погранслужбы в этот день превзошли себя – очередь продвигалась РЕАЛЬНО очень быстро. Работали 5 (!!!) коридоров, и через 2 с небольшим часа мы успешно пересекли границу. Минут 20, и въезжаем в зону контроля в Суоми. А вот в ней мы задержались... Наши паспорта проверял весьма молодой работник. Он долго выяснял наши планы, мы ему честно рассказали наш маршрут (в коттедж в Койвулу, завтра на паром в Турку).

Он спрашивает, где находится Койвула??))) Я объясняю. Он говорит, не знаю такого города. Ну и ладно. Чуть позже мы осознали – это был местный патриотизм – Койвула корректно читаетсякак КоУвула, а я произносил его на удобный мне манер... Потом работник погрузился в изучение отметок о наших предыдущих въездах в Суоми по текущей визе. Говорит - вы нарушили (превысили) кол-во дней пребывания – более 30дней за первое полугодие.

Дело в том, что наша предшествующая 24-дневная поездка Euro-2008 растеклась на 2 полугодия, и к формальному истечению первого полугодия после первого въезда по текущей визе мы корректно потратили ровно 30 дней (12 дней за первые две поездки зимой и весной + 18 дней Euro-2008, а оставшиеся 6 дней перетекли (в моем понимании) на следующее полугодие). И это я ему стал подробно объяснять, перейдя на английский. По-русски уж очень мы путались в подсчетах.

Беседа затянулась минут на 15, за нами накопилась очередь, оживленно обсуждашая шепотам наши проблемы ( неужели вы что-то нарушили?, а почему говорите по-английски, а нам тоже придется объяснять ему что-то по-английски, а мы всего на 1 день на шоппинг ). В результате финский погранец сказал – вы правильно считаете дни, все ОК и правильно . Что ж. Небольшое приключение, нас это забавляет, едем в Суоми. В Лаапенранте заезжаем в традиционный Lidl за продовольствем, там наши соотечественники сметают полки. Мы чуть урвали и для себя.

Далее едем в коттедж к друзьям. Проехав чуть по 6 дороге, отернули на 13 дорогу на Миккели, далее, за Savitalpale – на 377 дорогу в сторону Tuohikotti, далее на 15 дрогу опять на Миккели и через 7 км приехали в коттедж к друзьям. Там мы чудесно пообщались с друзьями и даже поучаствовали в празничном мероприятии, посвященном 5-летнему юбилею младшего поколения семейства Боярских. Поплавав в озере, в 17-00, отбыли таки в сторону Турку. По 15 дороге направились обратно в сторону КоУвулы, мимо Kuusankoski, выехали обоатно на 6 дорогу в сторону E18 на Хельсинки.

После недосыпа и передания в гостях с трудом боремся со сном на медленной (80-100км-ч) дороге. Выехав на Е18 в районе Forsby, где она как раз становится автомагистралью, проснулись и полетели. В связи со спешкой даже не покупались в любимом озере LahnaJarve недалеко от Suomusjarvi, ровно посередине между Хельсинки и Турку. Обычно мы там устраиваем пикник и кормим уток. К 20-40 мы в Турку, заехали на автоматическую заправку ST1, загрузили 40 Евро. Налить смогли только на 38 Евро, машина там стоит под серьезным уклоном, так что заправка до полного бака не получилась.

Убыток – 2 евро, то делать, ну ладно, уже 21-00, срочно надо в кемпинг, а то финны заснут. Кемпинг Ruissalo расположен в 11 км от Турку на берегу залива. Отлично, ресепшн работает, регистрируемся, получаем даже скидку по кемпинг-карте Скандинавия, ищем место. Розеток на территории не обнаружено. Оказывается, следует пользоваться кухней. Ну ладно, уже темнеет, нам бы на отдых, завтра вставать в 6-00 на утренний паром. Ставим палатку, купаться нет ни времени, ни сил. После легкого ужина в 23-00 отходим ко сну. Прохладно, но дождя нет, что радует.

Day 2– 24.08.2008

Кстати, свои первые Евро-поезки на юг Европы мы начинали в 2004 и 2005 годах как раз 24 августа. В Турку в этот день наблюдался какой-то праздник, финны гонялись по своему каналу наперегонки на лодках, шумели и т. д. Но сегодня мы этого не застанем, нам уже утром – в Швецию..

Проснулись в 6-00 по 2 будильникам и 2 контрольным СМС, высланным еще из Петербурга. Быстро пакуемся, идем купаться. Залив весьма приятный и достаточно теплый, по нынешнему прохладному лету. Вызжаем в 7-45, к 8-00 приездаем к парому, быстро регистрируемся, грузимся в каюту. Легкий завтрак, и спать. Проспали до 13-00, до самых Аландских о-вов. Ланч, и на палубу. Над заливом чистое небо, и тепленько. 2,5 часа приятно загораем на верхней палубе. Все-таки, разнообразная на нашем пароме публика.

К традиционным пакистано-подобным женщинам в широченных юбках сегодня добавились буддисткие монахи и несколько молодых граждан европейского вида, читающих фантастику на русском языке и пьющих Боржоми. В свете последних военных событий на Кавказе – любопытно. При подходе к шведскому берегу, появились тучки, мы отправились в трюм. Посетили Duty-Free, поменяли чуть наличности на шведские кроны, а вот анонсированных норвежских крон – не оказалось. Невыгодно – в Норвегии не всегда нам удавалось оплатить кемпинги по карточке...

Придется завтра искать при въезде к норгам обменный пункт . Ну вот, уже Стокгольм на горизонте. У нас этот паром – не развлечение, а тур-необходимость. Главная задача - попасть туда вовремя, выспаться и попасть в Стокгольм. Далее надо выехать из Стокгольма на традиционую Е4/Е20 и по Е20 добраться до кемпинга в Mariefred-Gripholm_е, симпатичном городке с замком на берегу воды, неоднократно посещенном в предыдущие поездки, но впервые выбранном для сегодняшней ночевки.

В 19-00 мы с 15-минутным опозданием высадились в Стокгольме, далее – по хорошо известому маршруту на Е4/Е20. По встречной полосе – легкое уплотнение, шведы возвращаются в город после воскресного отдыха, а нам – хорошо, мы - в обратном направлении. В районе Sodertalje отвернули по Е20, через 30км - Mariefred-Gripholm. Через городок приехали в кемпинг, который симпатично стоит на берегу того же озера, что и сам городок. Поплавали (в одиночестве), ужин и ко сну. Все-таки в августе рановато здесь темнеет. А завтра уже переберемся в Норвегию. Там, вероятно, темнеть будет позже, так как часовой пояс тот же, но нам предстоит продвинуться на несколько сотен км на запад.

Day 3– 25.08.2008

В процессе прогулки перед отходом ко сну мне даже довелось посмотреть легкие метеоритные дождики по причине супер-ясного ночного неба, а вот проснувшись утром, мы обнаружили небо полностью затянутым низкими тучами. Традиционные сборы, купание, завтрак, купание, отъезд. Кстати, проспали мы весьма недурственно, проснулись в 7-45 по местному времени, это уснув в 22-00... Зато выгнали из себя остатки пред-поездковой усталости. Наконец, в 10-00 отбыли из кемпинга, приехали в Gripsholm, поетили замок, который посещали ранее в 2005 и 2006г, причем в этот раз – в компании туристов из России, прибывших на экскурсионном автобусе.

Заправились на местной заправке, а вот в местный маркет не пошли, хотя мы любим его за то, что в нем предлагается вкусная курочка-гриль , в предыдущие 2 посещения мы приобретали ее в качестве ужина на обратный паром. Итак, вернулись на трассу Е20, вперед.. Однако, районе Eskilsuna, трасса Е20 превратилась из 2-полосной автомагистрали в дорогу для автомобилей 2+1, причем с весьма напряженным по шведским меркам трафиком. Затем мы влились в знакомую по 2003 году трассу Е18 (наша Скандинавия – тоже часть евротрассы Е18), и приехали в Orebro. Этот город традиционно поразил обилием не-шведских лиц.

Там мы заехали в маркет Lidl и там же у нас произошла пренеприятнейшая история. Где-то в маркете мы обронили купюру достоинством 100 SEK, найти ее не удалось... Еще бы, большую часть посетителей маркета (утро понедельника....) составляли люди с не-белым цветом кожи.... Погрустив немного, мы вернулись на небыструю Е18, и продолжили свой путь на запад. Удивительно, местами эта трасса является совсем узкой, притом, что трафик на ней - не по-скандинавски интенсивный, ибо она связывает столицы – Хельсинки-Стокгольм-Осло.

Местами заметно параллельное стороительсто автомагистрали – скандинавы катают новую дорогу, через несколько лет ездить будет приятнее. Незаметно доехали до Karlstad, в который мы заезжали в июле этого года с юга – по трассе Е45. Далее мы отвернули с Е18 на Е45/61 – держим путь на трассу 61 – чтобы объехать Осло. Дорога 61 относительно быстрая – 90-110 км-ч. Погода совсем наладилась - даже жарко, так что ищем место для купания. Нашли оное за городком Arvika, причем, как потом выяснилось – это местечко у самой трассы на камнях было наилучшим местом дл отдыха до самой границы.

В итоге – пару часов посидели на озере, купаясь и загорая. В 16-30 продолжили путь, чуть постояли в пробке, вызванной ремонтом дороги, и вскоре прибыли в приграничный городок Charlottenberg, где заехали на заправку. Забавно, что там не работал принцип – Сначала заправься, потом оплати - ибо, как сказала оператор заправки, недавно имели место случаи, когда граждане отбывали с заправки, не оплатив топливо. Точно, вот европейцы еще пожалеют о своей лояльности к приезжим с иным укладом жизни.... Итак, заправились до полного.

Переезжаем в Норвегию, где дорога получает номер 2. В Норвегии УДИВИТЕЛЬНО дорогой бензин. Цена его эквавалентна цене бензина в Швеции в SEK (то же значение в NOK), только вот соотношении курса валют – 0.88. При том, что Норвегия – нефтедобывающая страна. И очень дорогая..! Итак, едем по дороге №2 по Норвегии, до трассы 177 в селении Nes – на север. На отвороте нас остановили таможенники. Поинтересовались, откуда-куда мы. Мы все рассказали, и нам пожелали счатливого пути.

Пейзажы приятные вокруг, но скорее не привычно сурово-норвежские – а северо-шведские – речки-леса... В районе Eidsvoll кратковременно выехали на трассу E6, знакомую нам больше по северонорвежскому побережью (она идет из Осло на север Норвегии), затем съехали на дорогу 180. Весьма узкая гористая вихлявая дорога. Планировали заночевать на озере Hurdalsjoen. Наша карта обещала нам 2 кемпинга. Тут начались неудачи. Первый кемпинг расплагался вдалеке от большой воды, а второй оказался отелем с домиками. Пытаясь найти альтернативу – мы пролетели 20 км далее, поняли, что успеха не будет, пришлось разворачиваться. Потеряли 40минут!

Далее выехали на трассу 4 в районе Brandbu. На ней отвернули на север. Ищем показанные на нашей карте кемпинги. Опять облом!!!! Кемпинг в райне Eina мы вообще не обнаружили, еще один – опять домики, без палаток. Таким образом, доехали до Gjovik_а. На пути оказался атоматический пункт сбора денег за платность дороги, но, похоже, он пока не работал (дорога-то совсем с новым покрытием) – проехали бесплатно. В Gjovik_е – кемпинг тоже без палаток!! А время уже – 21-00, и темновато становится.

Последний шанс – поварачиваем как бы обратно, на трассу 33. И тут удача – через 13 км призжаем в кемпинг в селении Kapp – а в нем, есть палатки, и заспанные хозяева нам рады! И место классное – палатки ставятся на мысу, выдающемся на 50м в озеро Mjosa. Класс! Вода теплая! Ставим палатку, купаемся, ужинаем в ночи. Подъезжает еще один минибас - паркуется по соседству. Кемпинг большой, но народу практически нет, может быть, еще пара-тройка гостей. Класс! Теплый вечер, классное озеро, уединение! К 23-00 отходим ко сну, правдаааа, засыпая, слышим дождь, стучащий по тенту палатки....

Day 4– 26.08.2008

И действительно, ночью периодически шел основательный дождь. К утру он иссяк, что позволило нам относительно комфортно проснуться, позавтракать, поплавать в озере и собраться, упаковав мокрый тент. В 10-00 мы отбыли обратно в Gjovik по дороге 33. Нам нужны местные деньги – для оплаты за кемпинги и платные дороги и паромы полезно иметь наличность. Запарковались в центре, зашли в пункт помощи туристам, там нам указали ближайший банкомат, коим мы и воспольовались.

Далее заправились дорогим норвежским бензином и выехали из города по трассе 33. Едем, любуемся пейзажами. Далее, отвернули на Е16 на север, и съехали вскоре на дорогу 51, на Gol. В Gol_е сделали несколько фоток – вода, каньончик, отели живописные. В Gol_е отвернули на на трассу 7/50. Она поначалу тоже просто шла вдоль живописной реко-озерной долины. Затем после HagaFoss мы отвернули на строго 7-дорогу, на Gello. Gello – это весьма приличный горноолыжный курорт, много отелей и прочих туристических благ.

А затем дорога 7 пошла в гору и вывела нас на плато, расположенное чуть выше 1000м над у. м. Очень красиво стало вокруг! Ледниковые озера, шапки снега на обрамляющих плато горах вдалеке, камни, вода. Много домиков, сдающихся в аренду, но почти все – пустые. Кто и когда в них отдхает? Делаем много фоток - действительно, очень стоящая дорога!!! В районе Maurset обнаружили замечательное гидросооружение – норги соорудили плотину высотой 100м и с той же шириной и создали водохранилище, по плотине можно гулять.

А вот воду плотина не спускает – она глухая . Получился огромный резервуар ледниковой воды! И само сооружение – реально внушительное!... Далее дорога с плато пошла резко вниз, и мы приехали к водопаду Voringfossen. Речка Leira обрывается вниз в каньон с огромной высоты. Очень пейзажно – один з самых известных водопадов Норвегии. Далее дорога 7 идет вниз, в каньон, образованный горами Hardanger, через туннели со спиралевиной трассой. Много живописных мест для фотосъемки.

И вот мы выезжаем к первому фьорду – Eidfjord. Дорога 7 петляет вдоль изрезанного берега, и мы приезжаем в Brimnes, где надо сесть на паром, чтобы перебраться в Bruravik на противоположный берег фьорда - 10 минут в пути. Далее мы продолжаем свой путь по трассе 7/13, проезжаем через 7.5км туннель, отворачиваем на дорогу 7, на Берген. Дорога местами настолько узкая, что даже 2 легковушки расходятс с трудом. Впереди нас идет испанский автобус, и мы 15 минут потеряли в одном узком месте, где ему было не разойтись со встречной фурой.

Вечереет, и по опыту вчерашнего дня мы начинаем искать кемпинг. Опять, первые 2 не поддерживают палаточников, и вот – удача. В крайнем городе на Hardanger-фьорде мы обнаруживаем доступный для нас кемпинг, на маленькой бухточке на фьорде в городке Norheimsund. Хозяин знаком с Петербургом, с Зимним дворцом. Наши соседи – молодые парни из Ставангера. Традиционно удивляем их и прибывших рыбаков-немцев продолжительны купанием во фьорде.

Но вода неожиданно теплая, думаю, градусов 16С, по нынешнему лету – мы теплее и не видели. Чистая и прозрачная, без океанических водрослей. Класс - что нам еще нужно? Ужин, вино, купание. Небо полностью очистилось от облаков, и ночь, идимо, будет весьма прохладной. Но, главное, без дождя..? Наша палатка подсохла., но весьма бодро внутри нее. Нас это не пугает. Мы же в Норвегии! Завтра отправимся в Берген.

Day 5 – 27.08.2008

Ночь началась прохладно, а утром случилась облачность, даже с периодической легкой моросью. Мы пробудились первыми в кемпинге, традиционное купание в достаточно теплом фьорде, завтрак и сборы. Перед самым отъездом дождь стал настоящим (!), и стартовали мы уже под хорошим ливнем. Итак, мы выехали на дорогу 7, проехали Norheimsund, сразу за ним заехали на водопад Stendalsfossen. Он забавен тем, что можно пройтись под потоком воды – гора, с которой он низвергается, образует некое подобие козырька, так что можно пройтись по тропинке за потоком воды.

Затем мы направились в Берген. Берген отделен от дороги 7 как бы большой горой, так то в него можно въехать либо с юга, либо с севера. Поскольку наш путь лежит на север, мы доехали до смычки дороги 7 с кольцевой дорогой вокруг Бергена, образованной трассой Е39 и малыми дорогами (580). Таким образом, мы свернули с дороги 7 (посетили магазин системы Rema_1000 на развязке) на север, на дорогу 580 (?), и проехав по ней около 10км, свернули на Е39 на север по направлению в центр Бергена.

На въезде в город заправились, и приехали в центр. Ищем парковку вблизи старого квартала ганзейских купцов.. Нашли тихую улочку, вдруг видим норвежского дедушку, бегущего к нам с фотоаппаратом Мы не очень поняли, что именно он коллекционирует, но он старательно несколько раз сфоткал нашу машину и ее номер, типа – приезжие гости в Бергене. Был одарен СПб-сувениром., и отбыл далее по своим делам. Забавно, но его ботинки сильно отличалисьдруг от друга....

Мы не очень поняли, насколько корректно мы запарковались, но оставили машину и направились погулять по Бергену. Осмотрели под дождем его историческую часть, на это ушло около полутора часов, вернулись к машине (штрафов на стекле не обнаружено) и направились в сторону трассы Е39, на север. Да, стоит отметить, что было известно, что дороги на въезд в Берген (как и во все остальные крупные города Норвегии) – платные – немного, 15-20 крон, но... все же - мы с этим сталкивались в наши предыдущие 4 визита в Норвегию. Так вот, пунктов сбора денег с ручным обслуживанием на пути в Берген не обнаружено.

На дороге имеются уведомления о платности, но сбор денег осуществляется в электронном виде – методом считывания сумм через дивайсы, устанавливаемые на лобовом стекле автомобиля (так собираютс деньги с грузовиков за проезд по автобанам в Германии, да и автоматический сбор денег за дорогу в странах южной Европы).

Заплатить здесь вручную не представляется возможным, и в этих точках сбора имеется вывеска – движение без остановки . Понятно, что можно иметь такой дивайс, но у приезжих???? На выезде из Бергена за пунктом была обнаружена вывеска – pay cash – 400m, но мы туда не поехали и дорогу, таким образом, не оплатили. Может, норги просто не собирают деньги за дороги с туристов? Типа, и так сверхдорогая страна, хватит и платы за бензин и прочие услуги...?

Итак, мы едем на север, незаметно подъезжаем по Е39 к Согне-фьорду, тоже громное название – самый длинный норвежский фьорд. Все это происхдит под основательным дождем, в тумане, так что горы вокруг фьордов различимы с большим трудом. Переправляемся через Согн-фьорд на пароме Oppendal – Lavik, далее едем по Е39. Отвернув от фьорда, по живописным горно-озерно-лесистым местностям – через горы до городка Byrkjelo, причем, при приближении к этому городку мы начинаем основательно забираться в горы, ПРИЧЕМ настолько высоко, чтодождевые облака уже проходят ПОД нами (!).

Вызывает раздражение фура, медленно движущаяся впереди нас и перевозящая тяжелые стройматериалы. Мы периодически останавливаемся для произведения фотосъемки, и затем догоняем ее вновь, обгоняем (а обгон тут весьма затруднен), пока мы фоткаемся, она обгоняет нас вновь.... В Byrkjelo мы собираемся отвернуть на дорогу 60, но фуре – туда же, блиннн... А дорога идет вверх с подъемом 9%, так что фура тащится со скоростью 3040 км-ч. Наконец, мы обгоняем ее и серьезно вырываемся вперед на горном серпантине.

Дорога идет вдоль (над) Utfjord – много поинтов для фотосъмки, но трасса очень узкая, и нам периодически приходится съезжать назад, чтобы разойтись со встречными фурами и автобусами. В горловине фьорда расположен пункт, из которого выплывают лайнеры для вояжей по фьордам – как раз наблюдаем парочку кораблей, весьма внушительных по размерам... Обогнув живописный Utfjord по дороге 60, в селении Stryn отворачиваем на трассу 15. Дорога эта идет вдоль горной долины, через живописные озера (Strynsvatnet...) c многочисленными кемпингами и через горные долины.

Проехав чуть более 50км, мы решаем отвернуть на дорогу 63, ведущую к самому красивому фьорду в западной Норвегии – Geiranger-fjord. От отворотки до означенного фьорда – 23 км, причем информационный знак уведомляет об опасностях для автотуриста, а именно, камнепадах. Причем, настолько жестких, что первые три км пути сопровождаются жестким запретом – Двигаться без остановки . Дорога проходит по плато на высоте чуть более 1000м над уровнем моря, на горах снег, внизу – чаши с ледниковой водой, холодно, ветер, дождь, потрясающие скалистые образования.

Риск попасть под падающий с горы камень стоит такой пейзажности. 15 км и м медленно достигаем высшей точки плато, далее – спуск к Geiranger-fjord – 14 км с уклоном 10%. В верхней точке имеется потрясающий поинт с видом на Geiranger-fjord. Далее просто спуск на пониженной передаче с основательной нагрузкой на основные узлы автомобиля. Вечереет, однако, и мы хотим найти место для парковки. В 2км не доезжая фьорда, обнаруживаем кемпинг, но домики в нем доступны лишь огромные, за 100?.

На верхнем поинте мы видели кемпинг на самом берегу фьорда, едем туда, но там совсем нет домиков, да и берег фьорда выглядит не так величественно, как сверху. Кроме того, там особенно сыро от дождя и стекающих с окрестных гор водных потоков. В общем – две альтернативы – либо найти комнату в городке с одноименным наванием, стоящим на фьорде, либо обнаруженный кемпинг выше на 2км. Выбираем второй вариант. Кемпинг-то классный, стоит над фьордом, купаться во фьорде все равно проблематично, а у нашего кемпинга, еще и водопад классный, звучит величественно.

Итак, паркуемся, и пока ищем место для палатки в кемпинге, дождь практически истощается!!! Удача. Ужинаем под открытым небом, и только капли с дерева, под которым мы поставили палатку, вызвают некоторый дискомфорт. Конечно, совсем нежарко, но когда в Норвегии нет дождя (вспоминаем нашу ливневую поездку на Лофотены в прошлом году и сравниваем ее с без-дождевой поездкой в регион Трондхейма в позапрошлом году) – уже хорошо. В горах темнеет рано, и в 22-00 мы отходим ко сну.

Day 6– 28.08.2008

Ночь прошла без дождей, а утром мы даже увидели кусочек солнца над горами. Облачно, конечно, но без дождя. Рады и этому. Мы опять первыми пробудились в кемпинге, после ускоренных сборов спускаемся к фьорду, такому замечательному, но как в нем поплавать...? Хочется, а никак. Хотя все отговаривали, холодно, говорят. Но - мы знали фьорды и похолоднее, те, что ближе к НордКаппу.... Уже выехав из городка Geiranger, через несколько км мы обнаружили пару кемпингов, в одном из которых мне удалось найти купабельное место – там, где спускают рыбацкие лодки.

Фьорд реально холодный, градусов 10-12С, но красота... В общем, поплавал, но недалеко от берега, страшновато, ибо видно, что уклон в воде потрясающий, в 5 метрах от берега дня уже не различить - ничего удивительного, ведь к самому фьорду подступают горы 1км-высоты... Далее по горному серпантину дороги 63 поднимаемся вверх, на одном и поинтов замечаем встречную машину с СПб-номерами, приветствуем друг друга, далее едем вниз в долину. В селении Eidsdal садимся на льготный по норвежским меркам паром (78 NOK) до Linge, далее опять вверх, в горы, через скалистое плато к тропе троллей (Trollstivet).

Плато это изобилует гуляющими овечками, которых мы забавно покормили хлебцем... Означенная тропа троллей начинается одноименным водопадом (StigFossen), вокруг которого мы начинаем спуск в долину по 7км свехгорному сверхсепантину. Наверху, у начала тропы, норги строят какие-то мостки, для прогулок туристов, причем для подвозки стройматериалов используется вертолет... – и рентабельно, блинннн, хотя дорога эта – бесплатная. По каньону, в котором низвергается водопад, отовсюду течет вода, черные скалы – классность пейзажей!!!

В нижней точке долины мы въезжаем в городок Aldalsnes, где странным образом очень льготно (по новежским меркам – 12.5 крон) заправляемся на станции Shell. Причем рекламный плакат обещает скидку 2% по картам Citi, хоть мы и расплачиваемся именно такой картой, про скидку выяснить-так и не удалось... Ну ладно, и так льготно получилось... В Aldalsnes отворачиваем на дорогу 64 на Molde, огибающуюфьорд Romsalfjord, а в городке Afarnes отворачиваем на дорогу 660 (на Molde надо сесть на паром, но нам нынче туда не надо)...

Дорога опять идет в гору, через долину, огибает Langfjord. За Breivik – опять-таки на пункте спуска рыбачьих лодок – последний раз купаюсь в морском фьорде – опять получаем приветствия из редких проезжающих мимо автомобилей. Прощаемся с фьордами – в Eidsvag отварачиваем на дорогу 62, через туннели вдоль Sunndalsfjod (en) приезжаем в SundallsSora, где отворачиваем от фьордов на трассу 70. Дорога опять идет через долину, достаточно шустро. Наблюдаем забавные примеры домостроения – судя по вымощенным датам – первой половины ХХ века – из черного бруса квадратной формы на фундаменте из близлежащих камней.

Напоминает российские деревеньки, а мне напоминает дома в Сиверской из детства 70ггг.... В городке Oppdal, изобилующем горнолыжными трассами, кратковременно отворачиваем на трассу Е6, хорошо знакомую нам по северной Норвегии, и доезжем до городка Ulsberg, где отворачиваем на дорогу 3. Эта дорога проходит по долине вдоль речного каньона на плато, несильно горном, и виляет через бедно выглядящие с-х районы. Старые домики, пастбища, сенокос. Но жизнь идет и здесь, и вспоминаются заброшенные деревни в нашей Псковской области....

В селении Tynset отворачиваем на север на дорогу 30. В селении Tolga заезжаем в продуктовый маркет системы Joker, а затем отворачиваем на трассу 26. На ней мы намерены заночевать – по принципу – видишь в Норвегии достойный кемпинг – паркуйся... Первый кемпинг, показанный на нашей карте в Hodalen, имел вид печальных домиков. Зато сама трасса 26..... Сразу после выезда на нее, у пункта информации для туристов, мы набрали огромное количество белых и красных грибов.

Находясь в обусловленном состоянии эйфории, не заметили, как дорога вышла из лесистой зоны на горное плато, с тундроподобной растительностью. Навигатор показал – 800м над у. м. ХОЛОДНО стало. Солнце, дождя нет, но весьма холодно....... А как красиво вокруг... Норвежская Лапландия... Следующий показанный на карте кемпинг мы не обнаружили. В район Brenna обнаружили кемпинг на реке у самой трассы, но после осмотра – купабельных мест не обнаружено! Зато обнаружен указатель на кемпинг в 6 км от трассы.

Карта говорит, что он расположен на противоположном берегу озера, протянувшегося вдоль нашей дороги 26 – в местечке Somadalen. Отворачиваем, едем по грунту означенные 6 км. И нам опять повезло! Кемпинг на озере, и мы решаем льготно (200 NOK) снять маленький домик. Потому что сухо, и ооОЧЕНЬ холодно!!! Северный ветер пробирает до костей, а наша палатка еще сыра с Geiranger-fjord_а....

Купаюсь в озере, весьма холодном, а потом мы приступаем к изготовлению ужина из свежесобранных грибов. Так мы традиционо последние 2 года встречаем осень. Скандинавские грибы с русской водкой (для обогрева, а также для дезинфекции и профилактики отравлений...). А вокруг все холодает... Как правильно мы решили заночевать в домике! Кстати, нам всего 50 км до шведской границы. Надеемся, что в Швеции завтра будет теплее...

Day 7– 29.08.2008

Приятно спать в домике. Когда за бортом температура стремится к нулю! И процесс сбора ускоряется – не требуется собирать палаточное имущество... Посему мы утром вольготно проснулись, собрались, я мужественно залез в озеро, потом мы попрощались с хозяином кемпинга (фермером по совместительству – у него и поля вокруг, и коровы, и козы, которые кстати, с удовольствием прыгали на растянутом на их пастбище детском батуте (!)...) – подарили ему СПб-сувенир, и отбыли в сторону трассы 26.

Первоначально планировалось съехать с дороги 26 в Норвегии в Drevjio, чтобы ъехать в Швецию на трассу 70, по ней через знакомый нам городок Mora направиться прямо к Стокгольму. Но нам надо содержаельно убить время , так как его у нас много, мы ведь собирались чутьотдохнуть-позагорать, но в условиях текущей погоды это невозможно... Поэтому мы решили еще чуть удлинить маршрут – поехали через то же плато по Норвегии по дороге 26 на юг, через Trysil.

После Drevjio дорога медленно пошла вниз, через леса и озера в обрамлении сопок, что более напоминает не Норвегию, а шведско-финскую Лапландию. В районе Nybergsund мы отвернули-таки в Швецию на дорогу 25, и через Grundfossen въехали в Швецию, на дорогу 71. Те же сопки, леса и озерца вокруг. В районе Salen были обнаружены многочисленные горнолыжные склоны и курорты, заметно, что активно развивающиеся (новые домики, дороги и горнолыжные трассы).

За Salen мы отвернули на юг на шоссе 71 (на нашей карте оно показано как дорога 297, переходящая в 71 в Malung_е). Тут мы чуть огорчились перевыбору маршрута – до Malung_а, дорога 297/71 хоть и идет вдоль реки (мы ожидали каньоны), но проходит через сельскохозяйственные городки, с ограничением скорости до 50-70кмч. Идиллическая окультуренная Швеция. Хотя, нельзя утверждать, что дорога 70 оказалась бы интересней. Тут тоже все красиво, домики, поля, газончики.

В Malung заправились топливом, пересекли любимую трассу Е45 (мы в Malung уже были в июле по пути из Гетеборга), а дорога пошла быстрее, через леса, без населенных пунктов, а на реке появились Forsen_ы, только не водопады, а пороги. Стало повеселее. Проехали весьма симпатичный городок Vansbro. Собственно еще нам нужно заехать в маркет за провизией... Далее, в райне Djuras наша дорога 71 слилась с первоначально избранной для этого дня дорогой 70 из Mora., держим путь на Borlange.

Решили чуть срезать маршрут, и отвернули на дорогу 293 на Falun, чтобы объехать Borlange. Все бы хорошо, но дорога 293 почти убитая по шведским меркам, и в ее середине был начат ремонт. В итоге – испачкались, так как ехали по участкам со снятым до грунта асфальтом, простояли перед ревесивными светофорами, но наконец выехали на трассу 50 перед самым Falun. Там – легкое уплотнение, вечер пятницы, шведы тоже спешат из крупных городов на отдых. Неожиданно заметили маркет системы Lidl, заехали за провизией.

Затем отвернули с дороги 5 на дорогу 80 – на Gavle. Едем в намеченный кемпинг в Hofors. Дорога 80 становится весьма скоростной – 0-110кмч, 2+1 полосы. Еще полчаса, и мы подъезжаем к выбраннму кемпингу, где анонсированы льготные домики. Разленились мы, палатка нас не устраивает уже... По сравнению со вчерашней ночевкой в Норвегии - стало существенно теплее, но периодически проносятся дождики. На момент прибытия в кемпинг – над нами чистое небо. Хозяин кемпинга имеет жену родом из Украины, он рад гостям из России.

Но домиков льготных у него нет, есть один, но дорогой. Решаем заночевать в палатке, у самого озера. Место приятное, причем перед парковкой собираем на выбранном месте грибы – черноголовики и сыроежки – чистим полянку... Ставим палатку, в последний раз в этой поездке. Ужинаем вчерашними норвежскими грибами, русской водкой и шведским пивом. Озеро существенно теплее, чем вчерашнее в Норвегии, так что можно приятно поплавать.

Странно, что хозяин кемпинга сказал, что все его домики заняты – мы заметили только один занятый домик. Может, кто-то их выкупает на все лето? Или лениво сдавать его на 1 день.? Ну и ладно, мы и в палатке романтично переноуем. Завтра у нас паром из Стокгольма. Нам осталось всего 200 км. Надо опять содержательно потратить время, так как позагорать, видимо, также не удастся. Посмотрим...

Day 8– 30.08.2008

Ночка выдалась бодрой, но утром в 7-00 мы обнаружили ясное небо, которое к 9-00, однако, стало закрываться тучками. Мы без особой торопливости просушили палатку от ночной росы, а также прочее туроборудование (последняя ночь в кемпинге в этом году), чуть даже позагорали, поплавали, и в 12-00 выехали из кемпинга на дорогу 80. Она вскоре после Hofors_a опять стала скоростной (2+1 полосы). Незаметно проехали до Gavle. Между Valbo и Gavle обнаружили огромную территорию торговой деятельности, внутри которой обнаружили магазин для детей, где купили подарки новорожднным родственникам, а вот обувной супермаркет оказался неинтересным.

Еще бросилось в глаза огромное изобилие ретро-автомобилей эпохи Элвиса Пресли в данной области Швеции – не традиционных старых Вольв типа 2444/245, а именно автоамериканских образцов. В Gavle отвернули на трассу Е4, по которой мы из Стокгольма ездим на юг в Мальме, а вскоре отвернули с нее на дорогу 76. У нас до парома масса времени, вот и решили проехать вдоль береговой линии Ботнического залива в целях пейзажности и купания. У самой развязки с 76 дорогой заправились и заехали в Lidl для закупки ужина на паром.

В Lidl с нами произошла забавная история. У нас осталось немного шведской мелкой наличности, вот мы и решили ее полностью потратить – выбрали товаров ровно под завязку. А на кассе оказалось, что денег не хватает, и пришлось сделать дополнительный размен. Обидно... Проверив чек, я убедился, что цена в нем на один товар выше той, что мы видели на ценнике. Известно, что такими ошибками грешат супермаркеты в России. Мы слышали от наших друзей в Германии, что супермаркеты системы Lidl ТОЖЕ этим иногда отличаются.

Как-то не верилось, а тут убедились на личном примере. Может, случайная ошибка, а может... Но когда я с чеком и с объяснениями подошел к кассиру Эрику, он практически мгновенно выдал мне возвратный чек и переплаченные (1,5 – мелочь, но...) кроны. Забавно, однако. Итак, довольные собой и восторжествовавшей справедливостью, мы выехали на трассу 76 и двинулись в южном направлении. Хочется найти место для прощального купания в Ботническом заливе, вблизи которого проходит дорога. Несколько попыток не удались, в том числе мы заехали в симпатичный городок Kartholmbruk, но пляжа не нашли.

Повезло нам в городке Osthammar – там был обнаружен пляж, и после купания мы отвернули в этом городке с дороги 76 на дорогу 288 на Uppsala. Заехали в Uppsala, погуляли по городку – предыдущей столице Швеции, известной прежде всего своим собором. Мы уже были здесь в нашу первую скандинавскую поездку 2003 года. Еще по дороге в Uppsala мы обратили внимание на интенсивный поток встречных автомобилей с очень официально одетыми пассажарами. Ситуация прояснилась в Uppsala – суббота в Швеции (как и в Европе) – день свадеб, так что соборы и рестораны в центре Uppsala и в округе были переполнены брачующимися, а некоторые из них, видимо разъезжались для празднования по своим местным окрестным городкам.

Затем выехали из Uppsala на скоростную трассу Е4, до парома осталось 2.5 часа. За 40 минут пролетели 70 км, и теперь последний шаг – найти паромный терминал Viking. Дело в том, что во все предыдущие поездки мы въезжали в Стокгольм с юга по той же трассе Е4, и дорогу к парому визуально знаем очень хорошо. Можно, конечно, доехать до знакомых мест в южной части города, там развернуться, и по памяти выехать к парому. Но мы не ищем легких путей (и поэтому не пользуемся навигатором....).

Свернув с Е4 в идеологически верном направлении, мы начинаем плутать по городу. В памяти всплывает, что вблизи парома находятся выезды на дороги 222 и 73. Ориентируемся по ним, но потом 2 эти направления расходятся. Выбираем 73, вывернув из туннеля, понимаем, что мы где-то вблизи, но не там. Осталось полтора часа. На заправке подходим к таксисту, просим помощи. Он спрашивает – у вас нет навигатора ? нет , - скромно отвечаем мы. На бумаге он рисует нам требуемый маршрут, мы успешно его проходим, но на очередной развязке видим ремонт дороги и 2 объезда. Какой выбрать?

Рисковать времени уже нет. Останавливаем первую машину, и ее хозяин, афро-швед любезно предлагает нам провезти нас по городу к парому. Через 1км распознаем знакомый маршрут. На перекрестке останавливаемся рядом с гидом , на красный сигнал передаем ему в стекло Путинку в благодарность, он сперва отказывается из скромности, но после объяснения о русском сувенире, мы прощаемся, довольные друг другом, с благодарностями.

Через пару минут, мы у парома, как раз началась регистрация. Въезжаем в паром, пытаемся найти друзей из СПб, которые обещались ехать тем же паромом. Не находим их машины.... Прощаемся со Стокгольмом, отплываем... Обычная процедура – ужин, шопинг, спать.... Завтра утром мы в Турку, и надо, увы, возвращаться в Петербург....

Day 9– 31.08.2008

Наш паром прибыл в Турку по расписанию, только выезд автомобилей задержался по неизвестной причине на 25 минут – сидели в душном трюме. На выезде прошли алко-тест (причем прошли его не все – наши соседи-шведы, активно возливавшие на пароме, были удержаны финскими полицаями – их дальнейшая судьба нам неизвестна). Далее заехали на ту же заправку ST1, где протратили зря 2? по пути на паром. На этот раз предусмотрительно загрузили в автомат заведомо непревышающее кол-во Евро.

При этом нам очень стремился помочь финский работник, убиравший мусор на заправке – хипповского вида юноша. Хотя его помощь нам и не требовалась, но мы ее приняли, и одарили финна в качестве благодарности сувениром из СПб. Далее сделали остановку для завтрака и купания на LahmaJarve, чем опять-таки вызвали удивление у российских туристов, останавливающихся в том же месте в ходе автобусных туров – тем-ра воздуха была указана как +7С... Итак, после отдыха возвращаемся на дорогу 1/Е18, потом по кольцевой (RingIII) вокруг Хельсинки, и далее на 7/Е18 в сторону СПб.

Таможню опять решили проходить не в Торфяновке, а в Брусничном. Посему отвернули с 7/Е18 в Хамине на медленную дорогу 26 (80км-ч), и в Taavetti выехали на знакомую трассу 6. В 12-45 прибыли в Лааппенранту, где заехали на традиционный краткий шоппинг. Удивило и обрадовало отсутствие соотечествеников в магазинах. Но еще больше обрадовало их отсутствие на границе – не магазинный день – воскресенье, да и 1 сентября завтра, туристы уже, видимо, дома, готовятся к новому учебному году. Итог – 2 границы за 10 минут, причем у наших я даже не успел заполнить декларацию, как уже прошел и паспортный контроль, и таможню. Всегда бы так!

Далее – традиционно нервное движение по Скандинавии, заправка на Лукойле у Выборга; у Огоньков уперлись в пробку, отвернули на дорогу мимо Симагинского озера на Зеленогорск, там – на Средневыборгское шоссе, в Солнечном – переехали на Нижнее шоссе, чтобы объехать традиционную пробку на смычке Скандинавии и Средневыборгского шоссе на развязке у заправки Лукойла. Последняя заправка на Киришах в Горской. Еще 20 минут, и мы дома. 4004 км в пути. Лето закончилось, в Петербурге сухо, но очень прохладно. Еще одно лето позади, что немного обидно... Будем ждать нового лета и планировать новые маршруты..

Общие наблюдения:

В Норвегии все очень дорого, что известно, но бензин, особенно, что особенно удивительно для главной нефтедобывающей страны Европы. Основное объяснение – в силу сложности рельефов, они строят дороги с огромным кол-вом мостов и туннелей, надо же откуда-то брать для этого деньги, тем более, что новых платных дорог не было замечено...

Причем мы так и не поняли, по какому принципу мы не оплачивали платные дороги вокруг Бергена....

По приблизительным подсчетам, за эту поездку мы явно БОЛЕЕ 100км проехали по туннелям.

Мы практически завершили посегментный осмотр Скандинавии. В Норвегии остались неосмотренными крайняя восточная часть – между НордКаппом и границей с Россией, а также юго-западная часть (Ставангер).

Очень хочется раздобыть толковый справочник норвежских кемпингов. Указатели на автомобильной карте указывают не только кемпинги с палатками, но и мотели и кемпинги из домиков. Кроме того, не удалось вообще обнаружить ряд показанных кемпингов, особенно в районах, удаленных от мест массового туризма (вдали от особо популярных фьордов).

В Норвегии и Швеции стали часто встречаться автомобили нашей марки Mitsubishi свежих поколений. Особенно часто замечались Lancer в кузове универсал и минивэны Grandis.. Так же было замечено значительное увеличение количества гибридных Toyota Prius на скандинавских дорогах – причем, в заключение, на въезде на паром рядом с нами стояла праворульная (!) Toyota Prius с питерскими номерами.

В этой Scandi-поездке наш Лансер показал феноминально низкий расход топлива - 6,21л на 100км. При том, что горных перевалов в этой поездке у нас было множество. При пробеге 140.000 км и за 5 пересечений Европы в южном и 4 в северном направлениях – ни одного сбоя. Не нарадуемся мы на наш автомобиль..!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные лица Норвегии:

News image

Твейт, Гейр

Гейр Твейт (норв. Geirr Tveitt, 19 октября 1908, Берген — 1 февраля 1981, Нордхеймсунн) — крупнейший норвежский композитор середины XX век...

News image

Хольмсен, Боргхильд

Боргхильд Хольмсен (норв. Borghild Holmsen; 22 октября 1865, Кристиания — 6 декабря 1938, Берген) — норвежская пианистка, композитор и муз...

News image

Альнэс, Эйвинн

Эйвинн Альнэс (норв. Eyvind Alnæs; 29 апреля 1872, Фредрикстад — 24 декабря 1932, Осло) — норвежский композитор, пианист, органист и...

На заметку:

Зимняя Норвегия: прикосновение к идеалу

Норвежцы катаются на лыжах более четырех тысяч лет, о чем свидетельствуют древние наскальные рисунки. Именно в Норвегии обычное ...

Поездка на фьорды

Решив совершить поездку на фьорды, желательно предварительно узнать, какой там климат. Несомненно, летом норвежские фьорды с ц...

В Берген под музыку

Ни в один порядочный город не стоит прилетать на самолете. Исключение — Палермо, но об этом как-нибудь потом. Все понятно: дорог...

Новый Год в Скандинавии

Новый год в Скандинавии. Страны Скандинавии - лучший выбор для тех, кто еще не определился с выбором новогоднего тура! Давай...

Отели Норвегии:

Nordlia Apartments 4*

News image

Месторасположение: Апартаменты Nordlia идеально расположены в центре лыжного курорта....

Santa Claus’ Street APT

News image

Месторасположение: Santa Street находится в центре Свалена, где царит дружественная а...

Bristol 5*

News image

Месторасположение: Отель Bristol находится в сердце деловой части города Осло. В пеше...

Скидки! диспорт в челябинске в Жетернель!

Погода

Рассказы туристов:

Скандинавия – год 1999 – туризм и политика

News image

август 1999 Взгляд из 2006 года В то время, о котором я хочу рассказать, Европа не была еще такой запуганной многочисленны...

С детьми по северу России и Скандинавии

News image

август 2009 Поездка Карелия-Мурманская область-Норвегия-Финляндия-Питер-Москва. Лето 2009. Переход границы - 2 августа. ...

Популярные отели:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Прогулки по стране:

СКАНДИНАВСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: 05 – 23 июля 2009 г

News image

СКАНДИНАВСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 05 – 23 июля 2009 г. Россия Москва – С. Петербург – Выборг – Брусничное Финляндия Нуйям...

Отзыв и советы по туру «Четыре Скандинавские Стол»

News image

Путешествие началось на Ленинградском вокзале вечером 02 января 2009г. и потом «галопом по Европам». В программу тура входило по...