Норвегия. Из варяг в греки на автомобиле

Норвегия - Путешествуя по Норвегии

  норвегия. из варяг в греки на автомобиле

НОРВЕГИЯ. Из Варяг в греки на автомобиле

Каждая страна имеет свой запах, свой цвет и свою музыку. Конечно, для таких больших пространств, как Россия, можно говорить только о «малой Родине». Тундра и субтропики, тайга и степь, даже Москва и Питер разительно отличаются друг от друга. Но это удел империй. Маленькие страны могут похвастаться почти идеальной гармонией звука и цвета. Зеленая Голландия пахнет водой – морским ветром побережья, речными пристанями и паромами, зеленоватым покоем каналов. Голубая Финляндия пахнет хвоей и покоем. Норвегия поражает многообразием.

Существует, как минимум, три Норвегии. Первая Норвегия – суровая горная красавица с серебряными косами водопадов. Вторая Норвегия - потрясающая первозданной мощью страна фьордов и отвесных скал. И, наконец, третья Норвегия – умиротворенная прибрежная Песня Сольвейг. Три сестры переплетаются в бесконечном танце лесов, гор и воды, любуются собой в глади озер, украшают друг-друга ожерельями с бусинками островков, вплетают в льняные струи робкие северные цветы.

Для европейского жителя равнин потрясение от первой встречи с отвесными кручами и заоблачными высями Северной Красавицы многократно увеличивается благодаря редкой возможности уединения и полного растворения в природе. Несколько шагов в сторону от любой дороги вне цивилизации, и ты попадаешь в нетронутое королевство троллей. Это так не похоже на строго расчерченные, ухоженные и завешанные табличками просторы материковой Европы! Каждый клочок возделанной земли в Норвегии воспринимается, как памятник суровой схватке с природой.

Пятачок пашни отвоевывается у скал и воды ценой неимоверных усилий. Здесь нужно искать истоки норвежского характера и национальной истории. Склонность к уединению, стойкость, упорство и трудолюбие – это залоги и заложники вековой борьбы и векового единения со стихией. Ловлю себя на мысли – одинаковое чувство зависти друг к другу испытывают жители Норвегии и равнинной Европы. Одни видят немереные просторы ровной земли, не обремененной глыбами и каньонами, другие видят нетронутые леса и воды с обилием рыбы и живности.

Гейрангер фьорд

И те и другие сожалеют о том, что лишены этого у себя на родине. Норвегия раньше осознала ценность своего положения и умело использует его, привлекая массу паломников со всех концов света, становится обетованной землей Европы. Такую иноземную массу путешественников я видел только в Иерусалиме. Полное впечатление, что вся Европа села на колеса и устремилась в спасительную северную прохладу.

Лидируют Нидерланды и Германия. Им на пятки наступают вездесущие жители страны восходящего солнца и россияне. В вагоне экскурсионного поезда легко можно отследить все расовые нюансы современного мира - мирно уживаются Египет, Британия, Китай, Италия. На ягодных плантациях собирают урожай бывшие страны соцлагеря. В кемпингах потомки норманнов, викингов и саксов жарят бесконечные колбаски, моют посуду, сидят в походных креслах за походными столиками с походными свечами. Идиллия дополняется овечками и козами на крутых склонах и маленькими ухоженными городками.

Дорога выше облаков...

Суровость окружающей природы породила в норвежцах бережливость и расчетливость. Эти качества редко переходят разумные границы, но русской душе иногда не хватает широты размаха. Платный душ за четыре минуты наступает на горло песне, а поборы на дорогах заставляют задуматься о присности сущего. Кстати, платная дорога это не обязательно многополосный автобан с идеальным покрытием – первую мзду мы отдали на разбитом проселке в районе пика Galdhopiggen.

Потом мы догадались, что это была плата за экстрим. Добродетельные буржуа радостно расстаются с евроцентами, получая здоровую порцию адреналина, за поездку на высоте двух тысяч метров в условиях плохой видимости по гравию, ямам и ухабам. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что на этой дороге мы не встретили ни одной машины. Более того, когда наш труженик навигатор указал направление на проселок, проезжему викингу пришлось долго уговаривать меня в правильности выбора.

Приключение завершилось тем, что добродетельный абориген привез нас к ящику перед импровизированным шлагбаумом, заполнил какую-то бумагу, и взамен полученной индульгенции мы опустили в кассу символическую плату. Почувствовали себя первопроходцами и почти уверовали, что это был первый след российского автомобиля на этом тракте. Пришлось вспомнить забытые навыки перемещения по отечественной глубинке. Вознаграждение после-довало незамедлительно – проплывающие внизу облака на фоне горного озера и скальных всплесков рождают ощущение ирреальности.

На перевалах белые барашки облаков паслись прямо под нашими ногами, снежные языки лизали обочину дороги, туман струился молочными реками в горных ущельях. Полная уединенность и мягкий свет располагают к созерцательности и покаянию. Незаметно растворяешься в обволакивающем покое и уже не хочется возвращаться вниз, в суету и дрязги земного мира. Рерих…

Прибрежная Норвегия

Норвегия не встречает гостей ласковым лучами солнца и щебетанием райских птиц. Суровый край, суровая красота, суровая музыка. Для нас не было сделано исключения, и первые три дня природа воспитывала нас всеми возможными способами. Въезд в страну сопровождался вагнеровским аккомпанементом мощной грозы с раскатами грома и блеском молний.

Весь горизонт полыхал неправдоподобным образом, стекло заливало мощными потоками воды, вполне симптоматически мы даже не въезжали, а вплывали в страну троллей. Дважды пришлось ставить палатку под сильным дождем в плавающий газон. А кто сказал, что будет легко? Мы были готовы к самым суровым испытаниям, но в Центральной и Южной части Норвегии погода избаловала теплым, солнечным настроением, даже дождливый Берген не окропил нас норвежской слезой.

Более того, последние два перегона по Норвегии мы преодолевали с включенным кондиционером и в полной пляжной готовности. На обочинах дороги обильными рядами выстраивались лотки с клубникой, малиной, смородиной. Страна контрастов! В течение одного дня можно увидеть снег и пляж, лыжи и шезлонги, узкие скальные дороги и ничем не ограниченные морские дали.

Вода.Вода... Кругом вода...

Вода это самый распространенный и органичный символ Норвегии. Вода присутствует везде, всегда и в самых различных формах – тонкими струями родника, ревущими потоками водопадов, сине-зеленой гладью фьордов, прозрач-ными речными перекатами, белы-ми шапками ледников. Житель безводной степи или пустыни обязан проходить специальную психологическую подготовку для встречи с этим мотовским изобилием.

Фьорды завораживают, морская гладь манит, снежные горы ошарашивают, водопады венчают собой голубой венок страны. Водопадов не просто много, их НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО, ПОТРЯСАЮЩЕ много. Тонны воды низвергаются по скальным уступам, в воздухе сверкают мириады брызг, рождая феерические картины многократных радуг. Пиршество красок и очарование очей! От первого десятка красот душа замирает и глаз жадно ловит акваэкзотику. На пятом десятке ловишь себя на мысли «видали и получше».

К концу путешествия «замыленный» глаз отказывается воспринимать масштаб менее Ниагары. Особенно это относится к навязанным стандартам. Когда при остановке экскурсионного поезда у водопада во фломских руинах возникает фольклорная ундина, невольно задумаешься, какими словами бедная девушка поминает опостылевших туристов. Двадцать поездов в день, сорок раз выбежать в распашонке под ледяной водный поток и при попутном ветре размахивать руками под оглушающий рев воды и норвежских танцев Грига. Любой патриотизм увядает на третий день.

На Тропе Троллей

Езда по горным дорогам Норвегии напоминает катание на американских горках. Риски увеличиваются пропорционально количеству встречных «караванов» и грузовых фур. Это отнюдь не означает, что на равнинной части вас ожидает спокойное и скучное перемещение с зевотой однообразия. Встречная фура на узкой двухполосной дороге с боковым ограждением, без разделительной полосы способна доставить массу нестандартных эмоций.

Грубый просчет габаритов надвигающегося монстра практически не оставляет тебе надежды на спокойную старость. Времени на сожаление о неправедно прожитой жизни и на раскаяние о содеянном отпущено тебе ровно три с половиной секунды. Хочется вжаться в асфальт, сократиться до размеров велосипеда или воспарить, как птица. За считанные мгновения успеваешь дать обет никогда не нарушать ни одной библейской заповеди правил дорожного движения.

Затем следует мощный хлопок воздушной пробки от летящего мастодонта и вашу любимую Хонду (Тойоту, Фольксваген и прочая) сносит к несуществующей обочине. Самое меньшее, на что можно рассчитывать это ободранный бок и длительное лечение у специалиста по стрессам. Совет – при первых признаках появления грузовой опасности следует спрятаться в специально предусмотренный отбойник, машину замаскировать травой и ветками, самим залечь в кювете, прикрыть голову руками и переждать атаку в безопасном месте.

Второй по значимости опасностью на дорогах являются плохо управляемые сцепки с «караванами». Беда в том, что у жителей равнинной части Европы начисто отсутствует опыт вождения автомобилей по серпантинам. При неаккуратном повороте на узкой горной дороге прицеп может вынести на две трети встречной полосы. В сочетании с нулевым обзором есть все шансы испытать массу приятных и первозданных ощущений. Бойтесь «караванов» с равнинными номерами!!! Пока они научатся учитывать особенности горного ралли, два-три приключения с их участием гарантированы. Совет – минимальная скорость и максимальное внимание на поворотах.

Обязательная техническая остановка

И наконец, третьим дорожным кошмаром являются дикие животные. К знакам, предупреждающих о возможном появлении на дороге лосей, ежиков и лягушек, следует относиться со всей серьезностью. Каждый год статистика свидетельствует о возрастающем количестве случаев нападения озверевших ёжиков на зазевавшихся туристов.

Единственным утешением при этом является официальное утверждение об отсутствии случаев бешенства на территории Норвегии. Трудно себе представить, на что способен бешеный ёжик! Не плохо было бы в путеводители включать главы: как себя вести при встрече с неадекватным ёжиком, как избежать встреч с озверевшими лягушками-голиафами, куда деваться от лося-людоеда в пустынной местности.

Гораздо меньше хочется шутить по поводу неожиданной для меня проблемы длинных перегонов по безопасным дорогам южной Норвегии и центральной Европы. Серпантины, туннели и встречные фуры обеспечивают пос-тоянный впрыск адреналина и не позволяют водителю расслабиться. Однообразие и комфорт автобана коварно убаюкивают и притупляют внимание. Глаза слипаются, неумолимо клонит в сон. Несколько увиденных нами аварий можно объяснить только сонными подушками небезопасности.

Эмпирически подобраны следующие рецепты. Главное – хорошо выспаться и отдохнуть перед длинным перегоном. Каждые два-три часа обязательная остановка с горячим чаем или тарелкой супа. Если есть возможность, следует умыться холодной водой и совершить небольшую размашистую пробежку с диким уханьем и приседаниями. Последнее производит неизгладимое впечатление на благопристойных буржуа в караванах. Хорошо помогает правильно подобранная музыка!

Нас спасали «Песни нашего века» и джазовые композиции в стиле свинга. И последний совет, в салоне всегда должны быть две-три баночки с энергетическими напитками. По личному опыту, лучше всего взбадривает «Red Bull». А главным выстраданным советом будет пожелание ограничивать дневной пробег сообразно со своими силами. Простейшая формула будет выглядеть следующим образом R = k*Q*1000, где R – рекомендуемая длина дневного пробега, k – коэффициент усталости, Q – коэффициент сложности трассы.

Оба коэффициента находятся в диапазоне от нуля до единицы. Сложность трассы это состояние покрытия, количество полос, наличие сложных участков (серпантины, туннели, затяжные подъемы). Так, например, при близком к идеальному самочувствию (k=0,9) и относительно сложной дороге (Q = 0.6 - серпантины, узкая дорога, ограничение скорости) рекомендуемый дневной пробег будет равен R = 0.9*0.6*1000 = 540 километров. Иногда, необходимо вносить поправки на вынужденные задержки в пути – паромы, достопримечательности, технические остановки.

И настал час расплаты...

Как известно, длина пройденного пути измеряется в километрах, часах и литрах. В экзотических странах - лье, мили и донги. Для Норвегии к естественным еди-ницам измерения добавляются еще паромы и туннели. К примеру, можно говорить «сегодня проехал пятьсот километров, шесть туннелей и два парома».

При передвижении по стране постоянно ощущаешь возрастающую зависимость от этих двух базовых элементов дорожной сети. Нужно постоянно сверяться с расписанием движения паромов, оставлять запас времени на водные участки, строить маршрут с учетом альтернативных переправ и туннелей. С большим трудом могу себе представить идиотов, которые решились на завоевание этой страны. Достаточно просто поставить пару парней с дубиной на выезде из туннеля, а еще лучше, не выложить на ресепшене расписание движения паромов и... бедные фашисты!!!

Приехали завоевывать Гейрангер фьорд, а паром уплыл, туннель работает только на выезд, танк застрял в отстойнике… Помёрзли швабы, поковыряли в задумчивости гранитную кручу и убыли восвояси. А что бы неповадно было, крутые норвежские парни еще и накостыляли им вдогонку. Здесь у нас полное совпадение менталитетов. За это мы норвежцев шибко уважаем. А паромы и туннели еще с тех пор воспринимаются как предмет национальной гордости и важный элемент системы обороны.

Без преувеличения, паромы могут считаться и одной из главных достопримечательностей страны. Маленькие и большие, скоростные и тихоходные, роскошные и скромные. К паромам привыкаешь и воспринимаешь их как естественную составляющую бытия, радостную возможность сменить темп поездки, насладиться недоступными из окна автомобиля красотами.

На одном из таких маленьких корабликов, на нижней палубе, был даже оформлен небольшой музей. Счетная машинка, сурового вида зюйдвестка, плащ, модели паромов, билеты. На верхней палубе при сильном ветре и дожде даже в летнее время достаточно прохладно. Что тогда говорить об осеннем ненастье? Вполне разумным выглядит уютный полумрак с мягкими диванчиками.

Паромщик дело знает

Норвежские фьорды вгрызаются в территорию страны на многие десятки, иногда сотню, километров. Такой близкий противоположный берег оказывается абсолютно недостижимым – объезд по асфальту либо растягивается на две сотни миль, либо и вовсе отсутствует. И здесь появляется спасительный дорожный знак с пыхтящим корабликом, и через полчаса ты уже покачиваешься на серебряной глади.

Круизные паромы зачастую не предусматривают возможности перемещения с автомобилем – это просто небольшое «кругосветное» путешествие по фьорду. Такие паромы курсируют вдоль берега и делают ставку на туристов. Стоимость часовой прогулки круиза может достигать 50 евро, и обратная дорога иногда выглядит, как ненужный бонус. Такими круизными паромами мы воспользовались три раза – Гейрангерфьорд, Согнефьорд и Лисефьорд.

Ни разу не пожалели. Нам повезло с погодой – она была разная. Первый фьорд – дождь, ветер, свинцовые тучи, второй – солнце, покой, зеркальная гладь, третий - гроза, гром и молнии. Еще раз порадовались продуманной экипировке. Бедная «Хонда» терпеливо ожидала хозяев на парковке у пристани. При путешествии по Лисефьорду вынужденно оставили машину на грунтовой площадке около маленького причала, а когда вернулись увидели записку на ветровом стекле «NO! NEI!!! FORBUTT PARKERIN!!! PRIVATE!!!». Без злого умысла нарушили святое право частной собственности.

Паромы с автомобильной палубой это обычные рабочие лошадки, которые круглосуточно связывают два участка дороги, разорванные водной преградой. Цены на таких паромах более демократичны и время в пути редко бывает более получаса. Как только местный житель оказывается на борту плавсредства, первым делом он несется в буфет и закупает мешок провизии – это непререкаемая национальная традиция.

Всё оставшееся время проходит в недружественном поглощении отбитого у команды парома провианта. Складывается впечатление, что у народа нет другой возможности добыть пропитание. В целом, паромы оставляют ощущение доброго, надежного помощника, который не только доставляет в нужный пункт, но и развлекает, кормит, и согревает.

25 километров под землей

Совсем другие эмоции порождают туннели. Прежде всего это удивление и чувство уважения к норвежскому характеру. Некоторым из этих сооружений уже более ста лет, они пробиты в монолите без использования совре-менной техники. Один метр в месяц. Двести метров – шестнадцать лет напряженного труда. Вот она – цена менталитета! Туннели, как протянутые руки, соединяют между собой провинции и города. На финишной прямой десять километров под землей выглядят как естественное явление природы.

Самый длинный туннель протяженностью почти двадцать пять километров каждую треть пути отмечен лакунами с фантастической подсветкой желтым и ультрамариновым светом. Невольно просыпаешься и притормаживаешь. Мысль о нависающей многотонной гранитной громаде уступает место мысли о трудно вообразимом подвиге проходчиков. Каждый туннель это памятник человеческой энергии, терпению и настойчивости.

Жаль, что не в национальных традициях увековечивать имена создателей в названиях сооружений. Думаю, что в России в давнем и не столь давнем прошлом каждый такой гражданский подвиг был бы отмечен в топонимике – туннель Кнута Грига, виадук Эдварда Гамсуна и так далее. Скромность украшает человека, но губит историю. Через несколько десятилетий мало кто вспомнит имена героев.

Иногда туннели имеют дифферент на корму или на нос – почувствовать это можно по изменению динамики движения. Неведомая сила либо приподнимает и тащит тебя вверх, либо закладывает уши быстрым спуском по свистящим сумеркам. Два-три раза туннели ныряли под воду - половину расстояния между островами машина катилась под острым углом вниз, а потом, уже с меньшим азартом, пыхтела на подъёме.

Все туннели выглядят по-разному – одни сверкают люминесцентной разметкой, яркой подсветкой, антрацитовым асфальтом, другие скромно стоят в сторонке с осыпающимися сводами, пробитыми в стене нишами и тусклыми лампочками. В небольших туннелях приходится пропускать встречный транспорт в специально предусмотренных отстойниках. После длительного путешествия под землей особенно радостно вырываться на свежий воздух. Зачастую, на выезде перед вами открывается эффектный ландшафт с видом на горы и водную гладь.

АБЫРВАЛГ - достопримечате льности

Достопримечательности в Норвегии обозначаются придо-рожным знаком, напоминающим схему дорожной развязки. К сожалению, такой знак не сопровождается никакой разъясняющей информацией. Узнать о том, что скрывается за очередным «АБЫРВАЛГом» можно только из путеводителя или из придорожных информационных щитов, которые обычно располагаются на въезде в границы очередной коммуны. Еще один испытанный дорогой совет – в любом городке ищите туристический центр и смело просите рассказать, показать, посоветовать.

Всегда (без исключения!!!) вас снабдят подробной инструкцией, картами, проспектами о всех интересных объектах коммуны. Особенной доброжелательностью отличаются маленькие селения, не избалованные большим наплывом путешественников. Соскучившиеся по живым людям работники информационных центров с радостью помогут составить маршрут, уточнят режим работы музеев, дадут расписание паромов, информацию по кемпингам. Настоятельно советуем не пренебрегать этим сервисом.

Придорожные информационные щиты обычно располагаются на специально оборудованных площадках для отдыха. О приближении к этим оазисам информируют привычные дорожные знаки с елочкой и скамейкой. Наличие информационного щита обозначается большой буквой «i». Такой же знак приведет вас к информационному центру. На информационном щите вы всегда найдете карту с обозначением достопримечательностей, краткое их описание на двух-трех языках и расписание работы музеев.

И даже если вы не обнаружили ничего интересного для себя, потеря времени будет компенсирована пятнадцатиминутным отдыхом на чистой, ухоженной, ладно скроенной стоянке. Много написано о разительных отличиях нашего и европейского придорожного сервиса, но не могу удержаться от нескольких слов. Столы под навесом, мусорные ящики, клозет с унитазом, непонятно откуда берущаяся вода в кране и, главное, обескураживающая чистота. Всё очень просто, очень удобно и совершенно не постижимо для нашей «расейской» действительности. Встает перед глазами альтернативная картина.

Есть с чем сравнивать

Будний день, возвращаемся в Отчизну, только что переехали финскую границу, первое придорожное озеро на нашей стороне, останавливаемся для кратковременного отдыха-перекуса. Уже въезд к озеру обильно усыпан продуктами полураспада циви-лизации, но это еще цветочки – берег озера представляет собой филиал Содома и Гоморры.

С учетом национальных видов спорта – стрельба по одноразовым тарелочкам, бег в полиэтиленовых мешках и перетягивание мангалов - прибрежная роща напоминает поле боя, усеянное бутылочными осколками и пожарищами. Картину дополняет меланхоличная мойка истекающих масляной пленкой монстров, устало сгруппировавшихся над разлагающимися останками своих собратьев. Дно озеро без особой фантазии усеяно разнокалиберными скатами, старыми раскладушками и непарной обувью. Над всем этим апофеозом раздольно льется русский шансон, обильно сдобренный слегка нормативной лексикой.

И в душу закрадывается тяжелое и ненужное сомнение – стоит ли бороться за облегчение визового режима? Во что превратятся старательно ухоженные, тихие и умытые рощицы Скандинавии? Следы нашего варварского обращения с природой уже видны в приграничной Финляндии. Боюсь, что не помогут ни многоевровые штрафы, ни наглядная агитация, ни трогательная наивность зарубежных Гринписов.

Наши национальные заповеди («один раз живем», «а кто видел, что это я», «имею право на отдых»), обильно приправленные слабо лимитированным алкоголем, вряд ли дадут быстрый сбой в расслабленной системе человеко - и природолюбивого общества. Мы любим только себя. Вот и получается, что пора нашим соседям всерьез задуматься о новой линии Гринпис Маннергейма. Ввести обязательное прослушивание трехдневных курсов по правилам поведения в природных условиях (да, и вне природы тоже не помешает) с обязательной сдачей экзаменов и получением именных сертификатов.

Курсы сделать платными и ни в коем случае не передавать бразды правления местным российским чиновникам – будут продавать сертификаты за два номинала. На границе проверять наличие сертификатов, мусорных пакетов, граблей и веников. Каждое нарушение фиксировать отметкой в сертификате, и после получения трех предупреждений на пять лет лишать права въезда на территорию страны. И никаких тебе шенгенов!!!

Вот так сейчас выглядят скандинавы

Столь же разительно отличается и отношение норвежцев к своей истории, к памятным местам, традициям. Всё сохраняется и охраняется тщательно, без лишней помпы, с разумной долей коммерциализации. Избыток деревней викингов воспринимается, как дань туристическому буму. Состояние большинства увиденных нами достопримеча-тельностей близко к идеальному, нигде не видно следов разрухи и запустения (вспомните наши дворянские усадьбы!).

Самое яркое воспоминание связано с посещением Урнеса, дивной деревянной церквушкой-игрушкой. Одна из почитаемых святынь запутанной истории христианизации Норвегии находится на некотором удалении от нахоженных туристических маршрутов, добраться до нее можно только на маленьком пароме. Православное сердце легко отзывается на ладный рисунок сруба и знакомые лепестки кровли. Проникновение и продвижение христианства в Норвегии шло трудно и долго.

Языческие традиции не могли быть быстро и безболезненно уничтожены в стране со столь редким и уединенным населением. Тролли и сейчас почитаются наравне с канонизированными христианскими святыми. Наш добрый и мудрый друг Алена, уже около восьми лет постоянно живущая в Норвегии, давно и навсегда влюбленная в эту страну, убеждала нас, что тролли действительно существуют. По ее утверждению, это отнюдь не мифические подземные существа, а реально обитающие в Норвегии люди с тяжелыми кряжистыми фигурами, неправильными чертами лица, с длинными носами и глубоко посаженными глазами.

Необыкновенно сильные и угрюмые с виду, они являются продуктом мутации в результате многовекового воздействия повышенной радиации гранитных массивов. Не могу сказать, что я разделяю этот миф, но несколько раз в толпе голубоглазых и светловолосых прибрежных арийцев наш взгляд действительно встречал дремуче-кондовый прищур подземного царства. Что было тысячу лет назад и вовсе трудно представить. Усмирить варяжскую вольницу удалось далеко не везде, далеко не всю и далеко не сразу.

Норвегия и сейчас не оставляет впечатления излишне воцерковленной страны. Воскресным утром на улицах маленьких городков вам встретятся стайки благообразных старичков и старушек, аккуратные церквушки умело впишутся в пасторальный пейзаж, но не более того. Никакого клерикального ажиотажа и никакого давления со стороны паствы. В редких храмах трудно себе представить воинственную служку, шикающую на неподобающий наряд или фотоаппарат туриста.

Все заповеди давно и умело вживлены в национальный характер, и на долю пастора остается только изредка подравнивать аккуратный газончик благонравия. Для восполнения явной нехватки острых ощущений Норвегия активно импортирует беженцев из стран Африки и Юго-Восточной Азии. Дополнительный приток страстей обеспечивают интернациональные браки и усыновление разноцветных младенцев. Похоже, что норвежские мужики, измочаленные вековым разгулом эмансипации, с восторгом выписывают себе наложенным тайским платежом гарантированную покорность, сытость и сексуальную удовлетворенность.

Обделенные вниманием северные дамы с ненавистью взирают на суррогатные браки, но не хотят поступиться в боях завоеванной свободой и, в свою очередь, себе в утешение обзаводятся шоколадными говорящими куклами. Север еще защищен природными аномалиями с полярным сиянием и белыми медведями, а типичный ариец на юге Скандинавии уже завивается темными кудряшками

Первые шаги с GPS

Путешествие по Норвегии принесло нам первые навыки общения с электронной навигацией (GPS). Минимальный опыт перемещения по дорогам Европы с использованием традиционного атласа показал, что даже с учетом хорошей разметки и обилия дорожных указателей очень трудно не потеряться в хитросплетениях развязок, съездов и перестроений.

Пропущенный поворот легко превращается в 20-30 километров холостого пробега. Не говоря уже о нервах и семейных скандалах – «я тебе говорила, что нужно было сворачивать на Е6!!!». С некоторой долей страха наметили программу навигационной подготовки путешествия. Выбор был сделан в пользу громоздкого, но функционального решения – простейший GPS-навигатор и ноутбук. При этом во главу угла был поставлен принцип универсальности.

Ноутбук всё равно был необходим для хранения обширной информации по маршруту – достопримечательности, карты, расписания, адреса. Кроме того, компьютер использовался как центр обработки фотографий, терминал для выхода в Интернет и DVD-проигрыватель - к исходу второй недели появляются первые признаки ностальгии по отечественному кинематографу.

Кстати, обилие дорожных впечатлений заставляет делать выбор в пользу немудреных фильмов. Набор дисков с детскими фильмами и классикой советского кино («Буратино», «Небесные ласточки», «Формула любви», «31 июля»), которые мы везли с собой для наших «голландских» детей, легко выигрывали вечернее дерби у десяти серий «Идиота» и оскароносного «На западном фронте без перемен». После насыщенного дорогой дня хотелось чего-нибудь простенького и веселенького.

Недорогой GPS-навигатор прекрасно справлялся с двумя главными задачами – передача в ноутбук информации о месте нахождении и работа в автономном режиме с указанием направления на «точку возврата». Затраты времени на тщательную подготовку маршрута многократно оправдали себя при столкновении с суровыми реалиями. Еще до отъезда нами были разработаны несколько стратегических вариантов круиза, выбраны места ночлега, рассчитаны дневные перегоны, отмечены достопримечательности и точки обзора.

В дальнейшем, каждый вечер, в маршрут следующего дня вносились необходимые уточнения и детализация. При перемещении по трассе, особенно в крупных городах, многократно хотелось пропеть осанну отлично работающему электронному другу. Мы потерялись только один раз и только из-за неверия в непогрешимость навигатора – дорога, которую он нам предлагал, показалась слишком запущенной. Первые GPS-дни были отмечены запланированным испугом - штурман путался в проводах, паролях и явках.

В середине пути чувствовали себя вполне уверенно, а на завершающем этапе стали почти асами. Легко выделить два негативных момента. В начале маршрута при движении по трассе мы не видели ничего, кроме экрана ноутбука, а в конце пути возникла легкая зависимость от навигатора – даже простейшие перемещения просчитывались по GPS.

При этом атрофируются элементарные топографические навыки, и если раньше я, «включая» внутренний навигатор, легко ориентировался в незнакомом городе, лесу, горах, то теперь возникало опасное чувство защищенности, и встроенный компас портился мгновенно. При отключении, утере или неправильной настройке внешнего навигатора можно было легко затеряться в каменных или городских джунглях. Вот они, издержки цивилизации!

Потеряться в городах Норвегии практически невозможно – всегда можно увидеть в просветах между домами море и выйти на набережную. Прибрежные города Норвегии, в большинстве своем, сохраняют настроение рыбацкого селения. Обращенные к морю, выстроенные с единственной целью провожать и ждать корабли, ступеньками взбираются они по крутым склонам гор и с надеждой следят своими голубыми глазами-окнами за морским горизонтом.

В материковой части страны населенных пунктов гораздо меньше. За редким исключением это маленькие селения с аккуратненькой церквушкой и пасторальной картинкой умиротворенной жизни. Мне кажется, что норвежцы плохо себя чувствуют в доме из окон которого не видно хотя бы кусочка голубой воды. Гены…

Кемпинг. Удобства на дворе...

Кратко еще о двух впечатлениях. Кемпинги и «караваны». В Норвегии раз-решен «дикий» кемпинг, но далеко не всегда удается воспользоваться этим разрешением. Магистральные дороги, прохо-дящие по лесной части страны, почти всегда ограждены высоким сетчатым забором, а редкие съезды перегорожены шлагбаумом c табличкой «Private Territory».

Горные дороги принципиально не рассчитаны на дикий кемпинг – справа обрыв, слева отвесная скала. В прибрежной и равнинной части дела обстоят лучше, но практически каждый клочок земли обработан или застроен домами. Нам несколько раз удалось найти площадки для «дикого» кемпинга, две из них были просто чудесными, но для неискушенных путешественников более правильно рассчитывать на цивилизованный вариант ночлега в кемпингах.

Как нужно готовиться к такому варианту? В первую очередь, два слова об экипировке. К абсолютно ясным пунктам – палатка, спальники, надувные матрасы – следует добавить несколько мелочей, способных облегчить или украсить тяготы дорожного быта.

Отлично зарекомендовала себя шведская насадка на стандартный советский пятилитровый газовый баллон. Насадка представляет собой конфорку с редуктором, которая монтируется непосредственно на баллон. Благодаря этому насадка не занимает драгоценного места в багажнике. Чайник воды закипает за пять-семь минут. В холодные вечера я устанавливал баллон в палатке, водружал на конфорку небольшой валунчик, и за 10-15 минут палатка превращалась в мини сауну. Даже с учетом этого, за три недели путешествия нам не удалось истратить половины запасов газа. По десятибалльной шкале – девять с плюсом.

Хотя в каждом кемпинге есть кухня и столы для поглощения пищи, не лишним будет иметь походный набор из парочки раскладных стульев и столика. Во-первых, это даст вам возможность обедать в непосредственной близости от «дома-палатки», во-вторых, поможет комфортно себя чувствовать при ночевках вне цивилизации. К обычному набору «столик-стулья» советую приплюсовать еще один небольшой низкий столик-подиум, используемый при приготовлении пищи с последующей трансфор-мацией его в подставку для телевизора, лампы, термоса и прочих мелочей. Очень удобно.

Возьмите с собой удлинитель, тройник, и переходники на евророзетку. В любом кемпинге вы сможете за небольшую дополнительную плату подключиться к электричеству, но практика показывает, что одной розетки на штатном удлинителе не хватает. Две зарядки для сотовых телефонов, ноутбук, электрическая лампочка, зарядные устройства для фотоаппарата и видеокамеры – вот неполный перечень потенциальных потребителей энергии.

На «диких» стоянках частично может выручить преобразователь бортового напряжения автомобиля на 220 вольт. Такие устройства сейчас доступны в любом серьезном магазине компьютерных аксессуаров. Список необходимого электрооборудования хорошо дополняется стандартной переноской, рассчитанной на питание от автомобильного прикуривателя и надежным фонариком. И всё равно, не забудьте взять с собой старые, надежные свечи и коробок спичек!!!

Кемпинг-карта, о приобретении которой старательно предупреждают большинство тревел-сайтов, в нашем случае себя не оправдала. Большинство кемпингов, а тем более хозяева маленьких придорожных домиков равнодушно взирает на этот бумажный квадратик и не предоставляют планируемых скидок. Конечно, можно было задаться целью и искать в каждом регионе «карточную» стоянку, но зачастую, мы выбирали более подходящий нам вариант по времени и по месту нахождения. Наверное, в следующий раз нужно будет подойти к этому вопросу более вдумчиво.

На основных трассах кемпинги расположены очень плотно и заранее бронировать место для ночлега в палатке или «караване» не имеет смысла. При более комфортном варианте (домик, коттедж, хютте) лучше побеспокоиться об аренде хотя бы за несколько дней до приезда. Настоятельно советую приобрести карту Скандинавии с указанием мест стоянок или, что еще практичнее, использовать ее электронный аналог. В заключении два слова о ценах. Место для машины и палатки обойдется вам в 15-20 евро за ночь, электричество – 3-5 евро, душ – 1 евро, завтрак в бистро – 10-15 евро, литр бензина – 1.5 евро.

А вот так выглядит мечта на колесах

Хорошей альтернативой изящного решения формулы цена-независимость-комфорт является путешествие в даче на колесах, в европейском простонародье «караван» или кемпер. Европа уже давно освоила мобильные домики и для Скандинавии этот образ жизни становится почти стандартом. Развитая инфраструктура, огромный выбор оборудования, доступные цены – всё это заставляет умилиться и пролить завистливую слезу.

Несколько дней я посвятил поездкам в специализированные магазины и еще раз убедился в правильности такого выбора. Что представляет собой стандартный «караван»? В минимальном варианте это раскладной диван на колесах. Более дорогие «караваны» могут потянуть на компактную однокомнатную квартиру со всеми необходимыми удобствами – кухня, душ, ватерклозет, столовая, спальня. В стандартном «караване» спокойно размещается семья из четырех человек.

Всё очень продумано, использован каждый миллиметр пространства – шкафчики, полочки, рундучки, раскладные столики, диванчики. Холодильник, кондиционер, телевизор, спутниковая антенна, кухонный комбайн, музыкальный центр, СВЧ печка, автономное отопление обеспечивают почти городской уровень комфорта. Мечта стоит довольно дорого – скромный «караван» обойдется в районе 12-15 тысяч евро. Однако, затраты можно существенно снизить, приобретая подержанный домик на колесах.

Цена резко падает в зависимости от года выпуска. Пятилетний «караванчик» в хорошем состоянии можно купить за 5-6 тысяч евро, а старичка десяти-летнего возраста и того дешевле - за 2-3 тысячи. Двигателя нет, ходовая часть примитивная, ломаться особенно нечему. Однако, следует уделить особое внимание состоянию корпуса. Зачастую это большая пластиковая мыльница и ремонт пробитой крыши или деформированной боковой панели может доставить много хлопот.

Внутреннее оборудование (холодильник, мебель, кухня, уборная) обычно пребывают в хорошем или идеальном состоянии. Мелкий ремонт по силам любому бывшему владельцу продукции советского автопрома. В «караванах» можно останавливаться вне кемпингов - заправка водой и чистка биотуалета доступны на многих автозаправках. К числу разрешимых проблем можно отнести следующие:

- по трассе особенно не разгонишься (при передвижении с прицепом существует ограничение по скорости);

- далеко от магистрали не отъедешь (в первую очередь, из-за плохой маневренности);

- нужно обязательно решать вопрос с хранением «каравана» в течение всего года (сохранность и воздействие низких температур в нашем климате).

Может быть, когда-нибудь в нашем дальнем-дальнем, светлом-светлом будущем и в России появятся цивилизованные, безопасные и чистые кемпинги. Тогда мечта на колесах сможет воссоединиться с мечтой о подстриженном газончике с элетророзеткой, водой и охраной. Увы! Увы!

И всё же, чем пахнет Норвегия? Норвегия пахнет старым деревом и смолой. Не въедливым асфальтовым запахом нефтяного суррогата, а теплой хвойной смолой-живицей, запахом далёкого репино-комаровского детства – смоленым баркасом в тени напоенных солнцем сосен. Запахи смолы и старого дерева окутывают тебя на старом паромном причале, в маленькой придорожной избушке хютте (не отсюда ли наш «хутор»?), в сосновой роще на скалистом берегу горного озера, у стен древней деревянной церкви в Урнесе и, особенно, в прозрачных струганных деревушках викингов, обильно выросших на проторенных туристами трактах.

Прислоняешься к теплому, выбеленному солнцем борту идеально вымеренного струга, погружаешься в тишину всплесков причальной музыки, и чувствуешь, как тебя охватывает ностальгическое чувство (дежавю?), тихо вливается в сознание древняя рюриковская Русь - «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет - идите княжить и владеть нами!».

И нет уже сонма столетий, нет невообразимого множества верст нелегкого морского пути, есть чувство забытого твоего детства, забытого и близкого детства Земли Русской. И кажется, что тогда мы были ближе и понятнее друг-другу, что мы растеряли что-то ценное и нужное в этом грохочущем и суетливом мире…




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные лица Норвегии:

News image

Футбольный клуб Гётеборг

Профессиональный футбольный клуб Гётеборг, как не сложно догадаться, происходит из одноименного города. Он основан более ста лет назад, а ...

News image

Халл, Паулина

Паулина Халл (норв. Pauline Hall; 2 августа 1890, Хамар — 24 января 1969, Осло) — норвежский композитор и музыкальный критик. В 1909—19...

News image

Холанн, Ингебрет

Ингебрет Холанн (норв. Ingebret Haaland; 2 августа 1878, Ставангер — 6 августа 1934) — норвежский скрипач, композитор и органист. Училс...

На заметку:

Что известно рядовому украинцу о Норвегии?

Что известно рядовому украинцу о Норвегии? Его осведомленность вряд ли распространяется дальше того, что эта страна — прародина ...

Ноpвежский weekend

Если вам надоело изнурЯющее солнце Турции, Кипра или Испании, отправляйтесь в Скандинавию . Добавим к этому расхожему рекламному...

Ночь не наступит

В июне мы торопимся в Питер - в надежде захватить белые ночи и набраться впечатлений, гуляя в восхитительных полуночных белых су...

Норвегия на лыжне

Чтобы понять Норвегию, нужно побывать в ней зимой. По сотням километров проложенной по всей стране лыжни несутся, скользят, паря...

Отели Норвегии:

Rica Grand 5*

News image

Месторасположение: Один из старейших отелей Осло (открыт в 1874г) расположен в самом ...

Hafjell 4*

News image

Месторасположение: Отель Hafjell & Apartments AS идеален для проживания в Хафьелл...

Lisetra 4*

News image

Месторасположение: 2 км до магазинов, 750 м до подъемников, 50 м до лыжных трасс Т...

Погода

Рассказы туристов:

Дайвинг в Норвегии

News image

май 2006 Проехать по Норвегии, посмотреть природу и по возможности понырять - эта мысль возникла еще в 2000 году. Именно тогд...

В Норвегию - на машине

News image

сентябрь 2008 Решили мы поставить эксперимент и поехать в Норвегию на машине. Люди из Питера ездят туда, не часто, но есть пр...

Популярные отели:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Прогулки по стране:

Норвегия: Страна троллей и фьордов (январь 2005)

News image

Этот Новый год мы решили встречать в Норвегии. За пару месяцев начали выбирать коттедж, составлять список достопримечательностей...

Рассказ. Испорченный отдых с непрофессиональной турфи

News image

Обычно коллег стараюсь не критиковать - нелегок хлеб работников турбизнеса. Но так организовать тур в 2008 г - это надо сумет...