Музей Фрама

Норвегия - Памятные места

  музей  фрама

Сайт музея www.fram.museum.no

У входа вас встретят мохнатые яки, с любопытством оглядывающие вас из-под шерсти, падающей на блестящие глазки. Над кассой – семейка белых медведей, которые кажутся миролюбивыми, пока не взбираешься по лестнице и не оказываешься с ним вровень – и только тогда понимаешь, что у столкнувшихся с ними полярником шансов практически не было… На входе – обилие сувениров: книги, тролли, свитеры с норвежскими узорами, но главное – красавец-корабль, покрашенный, как нарочно, с красный, синий и белый цвета. Перед кораблем стоит его создатель, Колин Арчер, спроектировавший корпус таким образом, чтобы при сжатии льдами корабль выталкивало наверх – ведь Нансен планировал, что корабль вмерзнет во льды и будет дрейфовать к Северному полюсу. Это самый прочный и самый выносливый корабль, когда-либо построенный из дерева – ведь его обшили металлическими листами, снабдили паровым двигателем и ветряной мельницей, вырабатывавшей электричество. Фрам - трижды заслуженный корабль: в 1893-96 гг. на нем Фритьоф Нансен исследовал Арктику и достиг Северного полюса, в 1898-1902 гг. Отто Свердруп открыл и исследовал Канадский Арктический архипелаг, в 1910-1912 гг. Руаль Амундсен на Фраме достиг берегов Антарктиды и стал первооткрывателем Южного полюса.

В 1936 г. король Норвегии выступил с инициативой – сохранить Фрам как гордость всей нации, и предложение было с восторгом принято – корабль привели в гавань полуострова Бюгдой и два года возводили над ним пирамиду с треугольной стеклянной крышей, которую видно из Осло. Как происходило строительство музея, повествуют старые черно-белые фотографии внутри корабля. Да-да, корабль можно осмотреть не только снаружи, с трех ярусов, но и изнутри: излазать судно от машинного отделения до кают, где лежат меховые бурки, меховые куртки и даже меховые штаны участников экспедиции. Над входом в каждую каюту навеки высечены ее обитатели и годы, в течение которых они тут жили. Каюты такие малюсенькие, а потолки такие низкие, что кажется странным, что дюжие норвежцы смогли тут поместиться. Все каюты выходят в небольшую кают-компанию. В каюте Нансена на столике стоит фотография его жены и разложен норвежский флаг, что было необычайной смелостью – тогда еще Норвегия была шведской территорией, и поднимать на каждый вновь открытой территории норвежский флаг было чрезвычайно смелым поступком… Когда находишься внутри корабля, кажется, что он все еще прорывается сквозь льды, вдалеке завывает ветер, и скрежещут корабельные машины… конечно, это всего лишь звуковая имитация, но погружение в реальность – полное.

Вокруг корабля на нескольких языках (в т.ч. русском) изложена подробная история строительства корабля и всех его плаваний, выставлены находки отважных исследователей, а на двух верхних ярусах выставлены предметы с Фрама (к примеру, миски-кружки со скромной синей надписью Fram), книги, дневники наблюдений, навигационные приборы. Часть снаряжения, а именно: лыжи, палатки, сани, даже чучело собаки – хранятся в музее лыж у трамплина Холменколлен. А еще там рассказано о деятельности Нансена, принесшей ему нобелевскую премию мира, и выставлены всего награды, и даже фотографии с похорон великого ученого, что на мой взгляд, вовсе уж лишнее.

Норвежцы очень гордятся своими героями-путешественниками, слава и мужество которых соперничают с легендами о древних конунгах. Народ даже предлагал Нансену стать королем Норвегии. Но путешественник решительно отказался. Мало кто из этих людей умер в своей постели в кругу родных. Амундсен, узнав, что дирижабль Умберто Нобиле потерпел крушение над торосами Северного Ледовитого океана, несмотря на ссору с ученым отправился на самолете Латам спасать гибнущую экспедицию. Путешественник пропал вместе со всем экипажем. Через много месяцев после их гибели были найдены только сигнальные поплавки летательного аппарата. Был среди тринадцати членов экипажа Фрама и русский путешественник Александр Кучин. Впоследствии путешественник организовал экспедицию на корабле Геркулес от архипелага Шпицберген до Владивостока. Геркулес погиб, зажатый во льдах недалеко от Новой Земли, так и не достигнув конечной точки своего путешествия.

В своё время у Геннадия Фиша я прочитала одну историю. В 1936 году, когда Фрама устраивали на покой, уже не осталось в живых ни Нансена, ни Амундсена, никого вообще, кто на нём плавал, кроме штурмана Оскара Вистинга, побывавшего и в Арктике, и в первой пятёрке, достигшей Южного полюса. Ему и предложили стать директором музея. И, как директор, он присутствовал при том, как его родной корабль вытягивали из воды, поднимали кряхтящими кранами, чтобы установить навсегда на бетонное подножье. Вистинг был на палубе, направляя ход работ, и когда корабль, навеки простившись с солёной волной, встал на железобетонные опоры, сердце старого полярника не выдержало... Оскар Вистинг умер от разрыва сердца на палубе любимого корабля …

А на причале навеки пришвартовано еще одно судно – это Йоа Руаля Амундсена, на которой он прошел из Атлантического океана в Тихий вдоль берегов Северной Америки…




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные лица Норвегии:

News image

Футбольный клуб Гётеборг

Профессиональный футбольный клуб Гётеборг, как не сложно догадаться, происходит из одноименного города. Он основан более ста лет назад, а ...

News image

Александр Рыбак

Александр Рыбак родился 13 мая 1986 года в Минске — норвежский певец и скрипач из белорусским происхождением, победитель конкурса песни «Е...

News image

Хольмсен, Боргхильд

Боргхильд Хольмсен (норв. Borghild Holmsen; 22 октября 1865, Кристиания — 6 декабря 1938, Берген) — норвежская пианистка, композитор и муз...

На заметку:

Норвежские Фьорды

Фьорды – это настоящее произведение искусства, созданное самой природой. Фьорды в Норвегии были сформированы на протяжении не...

Бывая в какой-то стране мира, всегда интересно найти

Бывая в какой-то стране мира, всегда интересно найти то главное, что отличает ее от всех других. Кажется, что главное в Норвегии...

По краешку фьорда на двух колесах

Потрясающе красивые норвежские фьорды влекут к себе сотни тысяч туристов. Однако они обычно передвигаются по тесным морским ущел...

Хафьель - прекрасная универсальность

Горнолыжный курорт Хафьель расположен в 15 километрах от Лиллехаммера. Его спортивная история началась со студенческого чемпиона...

Отели Норвегии:

Totten APT

News image

Месторасположение: Простые апартаменты, расположенные в 100м до подъемников, отлично ...

Santa Claus’ Street APT

News image

Месторасположение: Santa Street находится в центре Свалена, где царит дружественная а...

Vikinggrenda APT

News image

Месторасположение: Апартаменты Vikinggrenda - комфортабельные деревянные коттеджи, ра...

Погода

Рассказы туристов:

Норвежские крыши

News image

сентябрь 2010 В Норвегии, стране натурального хозяйства , главным строительным материалом всегда было дерево. Высокие теплои...

Хюгге – нирвана по-норвежски

News image

июль 2006 Моя тяга к северу обнаружилась давно. Когда я в 8-м классе впервые поехала на Валаам (стандартный маршрут выходного...

Популярные отели:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Прогулки по стране:

Давно нам хотелось поездить на своей машине по Европе

News image

Дорога… для меня это слово значит многое… Давно нам хотелось поездить на своей машине по Европе и вот, вроде все готово – есть в...

Старый город, новая опера и неожиданный Осло

News image

Если у вас есть еще пара-тройка часов, я советую не полениться и посмотреть на неожиданный Осло, в котором есть небоскребы, мече...