СКАНДИНАВСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: 05 – 23 июля 2009 г

Норвегия - Путешествуя по Норвегии

  скандинавское путешествие: 05 – 23 июля 2009 г

СКАНДИНАВСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

05 – 23 июля 2009 г.

Россия

Москва – С. Петербург – Выборг – Брусничное

Финляндия

Нуйямаа – Лаппеенранта – Миккели – Куопио – Куусамо - Рованиеми – Каригасниеми

Норвегия

Карасиок – Лаксельв – Нордкап – Алта – Тромсе – Нарвик – Лофотенские острова

Швеция

Абиско – Кируна – Гелливаре – Лулео – Хапаранда

Финляндия

Торнио – Кеми – Селянпера – Оулу – Вааса – Пори – Раума – Турку – Хельсинки – Котка – Хамина – Ваалимаа

Россия

Торфяновка – С. Петербург – Валдай – Москва

Наступил июль, время долгожданного отпуска. Вопрос о том, куда поехать путешествовать в это время на нашей Ласточке, Mazda6, у нас с женой практически даже не стоял – однозначно в Скандинавию. Опыт поездки в Финляндию зимой у нас уже был, теперь хотелось посмотреть эту страну летом, проехать по востоку страны на север и побывать в гостях у Санта-Клауса в Лапландии.

В Норвегии обязательными пунктами нашего путешествия были Нордкап – самая северная точка Европы и Лофотенские острова. Далее мы планировали проехать по северу Швеции, вернуться снова в Финляндию, посмотреть города на ее западном побережье и по югу через Турку и Хельсинки возвратиться домой. Посещение южной части Норвегии и Швеции и их столиц – Осло и Стокгольма мы отложили до следующего раза.

Естественно, готовиться к такому путешествию стали заранее. После разработки основного плана маршрута примерно посчитали, сколько дней займет такое путешествие и в какую сумму нам это обойдется. В июне подали документы в финское посольство и через неделю без проблем получили шенгенскую визу на один месяц.

Режим движения мы планировали установить такой – по пути следования заезжаем в города, отдыхаем и осматриваем достопримечательности. В каком городе оказываемся вечером, в том и останавливаемся на ночлег в кемпинге. Карты городов и расположение кемпингов мы подготовили и распечатали с сайта camping.info.

Перед отъездом, как обычно, в машине сложили задние сиденья и уложили матрас и постель. Наша Ласточка снова превратилась в уютную гостиницу на колесах. Собрали вещи и закупили продукты в дорогу на первые несколько дней. Отъезд назначили на воскресенье, 5 июля, сразу после празднования Дня рождения клуба mazda6.ru.

Первый день, 05.07.09, воскресенье

Москва – С. Петербург – Выборг – Брусничное

885 км

Хорошо погуляв на Дне рождения клуба, мы проснулись утром в 8.00. Плотно позавтракав, никуда не торопясь, мы укладываем заранее приготовленные сумки и необходимые вещи в машину и, посидев на дорожку, в 11.00 отправляемся в такое большое путешествие почти на 20 дней.

На улице всего +10° и идет небольшой дождь – это хорошая примета для отправляющихся в дорогу путешественников. Настроив навигатор, выезжаем с Ярославки на МКАД, а потом по Ленинградскому шоссе берем курс на Питер. Дождь усиливается, но, даже не смотря на это, почти везде – в Зеленограде, Солнечногорске и Клину – стоят гаишники и многих останавливают за превышение скорости. Мы же никуда не торопимся и едем спокойно, стараясь не нарушать скоростной режим.

Когда в 14.00 подъехали к Твери, дождь прекратился, и мы остановились на лукойловской заправке, чтобы пообедать. Подкрепившись, едем дальше, и, меняя с женой друг друга за рулем, в 20.45 приезжаем в С. Петербург. Здесь светит солнце и температура вечером +14°. Сворачиваем на КАД и едем до Выборгского шоссе А122.

Преодолев 870 км, в 22.30 добрались до Выборга. Сразу же купили страховку – зеленую карту на месяц за 3180 рублей и заправились на Несте. На ужин остановились недалеко от Выборгского замка. Сам замок стоит в строительных лесах на реставрации. Поужинав в машине, решили выехать из Выборга и остановиться на ночлег, чтобы уже утром пересечь границу. Как только выехали из Выборга, то по указателю повернули на Брусничное. Тут сразу же на КПП первый паспортный контроль. Предъявив свои загранпаспорта, мы поехали дальше.

Несмотря на белые ночи, стало смеркаться. Мы свернули на проселочную дорогу, немного проехали и остановились на ночевку. Повоевав с комарами, удобно расположились в своей Ласточке и уснули до утра.

Второй день, 06.07.09, понедельник

Брусничное – Нуйямаа – Лаппеенранта – Миккели – Куопио – Куусамо

789 км

Все ничего, но комаров в лесу очень много! Если бы не OFF!, мы бы с ними не справились. Встали в 5.30, протерли глаза и поехали в Брусничное пересекать границу. За 20 км до границы – второй паспортный контроль, после которого едешь как будто уже по финской территории – отличная дорога с финскими дорожными знаками, которая идет вдоль Сайменского канала.

Он соединяет озеро Сайма с Балтийским морем. Но мы еще не пересекли границу. Это российская часть канала, которую Финляндия арендует у России с 1963 г. Канал весьма живописен, общая протяженность его составляет 43 км (финская часть – 23 км, российская – 20 км) и на нем действуют 8 шлюзов. Перепад уровня воды – 76 метров.

В 6.45 подъезжаем к нашей границе. Еще раннее утро, но в очереди уже стоят три машины. Заполняем декларации, проходим таможню и едем к финской границе. По пути остановились и зашли в магазин Duty Free, посмотрели, но брать ничего не стали.

На финской границе машин совсем не оказалось, но горят красные сигналы светофора. Мы остановились и стали ждать, хотя, кроме нас никого больше не было. Наконец, загораются зеленые сигналы, и мы подъезжаем к финской таможне. Задаются стандартные вопросы – куда едем, на сколько дней, где останавливаемся. Получаем печати в паспорта и в 7.30 въезжаем в Финляндию. Переводим время на один час назад – 6.30.

В Финляндию мы приезжаем уже во второй раз, поэтому качество дорог нас уже не удивляет. Проезжаем приграничный поселок Нуйямаа и следуем в Лаппеенранту – первый город и остановочный пункт на пути нашего следования. Перед въездом в город останавливаемся на одной из заправок для завтрака, а то мы изрядно проголодались при пересечении границы.

Когда въехали в город, то нашли бесплатную парковку на улице, оставили машину и пошли гулять пешком по Лаппеенранте. Погода установилась просто великолепная. Сначала зашли в информационный центр, вяли карты и путеводитель, мило побеседовали с сотрудницами центра – одна из них очень хорошо говорит по-русски. Она нам рассказала и показала на карте, что можно посетить в городе. Затем прогулялись по центральной части города до церкви. Но в порт и расположенную рядом на возвышенности крепость поехали на машине.

Нашли место для парковки и пошли гулять по набережной порта. Затем поднялись в крепость и осмотрели ее. Было еще раннее утро, ждать открытия музеев мы не стали и собрались ехать дальше.

После прогулки по крепости в 9.00 выезжаем из города и едем по дороге 13 в Миккели. Отличная погода, отличная дорога, отличное настроение! Что нам с женой больше всего нравиться в путешествии на автомобиле, так это сам процесс передвижения. Где захотел – там и повернул, где захотел – там и остановился. Причем, на такое время, на какое тебе этого хочется.

Тут сам себе и водитель, и штурман. Едем не спеша, меняя друг друга за рулем и любуясь красотами природы из окна машины. Если раньше, когда мы только начинали путешествовать, каждый из нас старался побольше побыть за рулем, то теперь с удовольствием уступаем это место друг другу. Зато штурман должен фиксировать все происходящее в бортовом журнале.

Проехав с начала путешествия 1067 км в 10.40 приезжаем в Миккели. Это название город получил в честь архангела Михаила, только произносится по-фински. Припарковались в центре, рядом с рыночной площадью и пошли гулять по городу. На рынке купили черешни на 4? и с аппетитом ее съели.

О военном прошлом Миккели напоминают несколько военных музеев, но туда мы не стали заходить, сели в машину и в 12.00 поехали дальше.

Едем на север по дороге 5 в направлении Куопио. Около 13 часов заехали на Несте и без проблем заправились. В автомате выбираешь русский язык, вставляешь купюры и заливаешь бензин, цена одного литра – 1,37?. Если перевести на рубли, исходя из курса 44,4 руб. за евро, то получается почти 61 рубль за литр. Дороговато выходит, но в путешествии стараешься об этом не думать, чтобы не портить себе настроение. Затем сами перекусили немного и снова в дорогу.

В Варкаусе останавливаться не стали и едем дальше. Вот в Куопио решили остановиться. Проезжаем по городу, паркуемся неподалеку от центральной площади города и идем гулять и отдыхать. В центре города возвышается православный кафедральный собор Св. Николая. Это главный православный храм Финляндии, так как Куопио – центр финской православной церкви. Здесь расположена резиденция архиепископа и семинария, а также самый большой музей православной церкви в Западной Европе.

В 15.20 едем дальше на север. По пути делам остановку в симпатичном месте отдыха – Нуоммиярви. Потом еще раз остановились, когда увидели парад огородных чучел.

Погода на глазах стала портиться. Небо затянуло тучами, стало пасмурно, и пошел мелкий дождик. Когда проехали Каяни, то стало очень прохладно – всего +9°, а потом пошел сильный ливень. Но потом, по мере приближения к Куусамо, дождь прекратился, тучи разошлись, и снова засветило солнце.

В 20.30, проехав 1667 км, прибыли в Куусамо. Посмотрели по карте, где находится кемпинг, и поехали туда. Кемпинг называется Тропики, но было очень прохладно, ведь мы уже практически приехали на север Финляндии. Заплатили за сутки пребывания на двоих 22? и стали размещаться. Нам выдали ключи от хозяйственного блока, в котором есть все – кухня, душевые, прачечная, туалеты. Везде чисто и уютно. Хотели сходить в сауну, но вечернее время уже расписано. Поставили машину, рядом установили небольшую палатку, которую мы взяли для того, чтобы ставить туда сумки с вещами во время ночевок.

Когда устроились, то пошли осматривать территорию кемпинга. На берегу озера нашли очень уютное место со скамейкой. Мы с собой взяли бутылку шампанского, закуску, и отметили свое прибытие в страну Суоми. Хоть время было далеко за полночь, но было совершенно светло – на севере белые ночи. Этот день оказался очень для нас очень насыщенным – начался рано утро и закончился очень поздно. Довольные и уставшие мы пришли к машине, забрались в постель и сразу крепко уснули.

Третий день, 07.07.09, вторник

Куусамо – Рованиеми

237 км

Проснулись только в 10.00 – после вчерашнего дня сон был отличным. В хозяйственном корпусе приняли душ, приготовили завтрак и плотно подкрепились. На улице довольно прохладно – только +11° и пасмурно, хотя дождя нет. Пока мы собирались в дорогу, тучи развеялись, и радостно засветило солнце.

Выезжаем из Куусамо и берем курс по дороге 5 в Рованиеми. Заехали в Кемиярви, но там останавливаться не стали, и свернули на трассу 82. Здесь надо быть очень внимательным – олени могут спокойно гулять по дороге. В одном месте мне пришлось резко притормозить, целое стадо оленей перебежало дорогу.

Через некоторое время поворачиваем на дорогу 4 и приезжаем в деревню Санта-Клауса. Прошлись по магазинчикам, накупили сувениров, отстояли очередь – пообщались и сфотографировались с Санта-Клаусом. Он говорит немного по-русски. Передали ему привет от нашего Деда Мороза из Великого Устюга, где мы были в марте. Он этому необычайно обрадовался. В общем, поговорили как маленькие дети, побывали в сказке и остались довольны. Фотографии с Санта-Клаусом обошлись нам в 15?. Затем мы еще постояли и посидели на Полярном круге, погуляли по парку и поехали в Рованиеми.

Проехались по городу и направились в кемпинг Оунаскоски. Плата за машину и установку палатки – по 12? на человека. Заехали на газон на берегу реки, выбрали место и остановились. В этом кемпинге хозяйственных блока оказалось два – в одном кухня и сауна, в другом душевые и туалеты. Снова сауна в вечернее время была уже расписана, поэтому мы заказали ее на завтра, на вечер, а день решили посвятить осмотру города и экскурсиям.

Приготовили ужин – овощной салат, отварные макароны с колбасой и сыром, чай с медом. За соседними столами кого только нет – финны, немцы, французы, китайцы – разноголосая речь со всех сторон. Немцы даже установили на своем столе национальный флажок. Мы уже поужинали и собирались идти отдыхать, как услышали русскую речь. Подошли, познакомились с семейной парой из города Апатиты Мурманской области. Они тоже недавно подъехали и уже завтра собирались ехать, как и мы в Норвегию на Нордкап. Еще с ними посидели, попили чай и приятно пообщались.

Время было 23 часа, но спать совсем не хотелось, поэтому пошли прогуляться. Перешли по одному мосту на другой берег реки, прошлись по набережной и по другому мосту возвратились в кемпинг довольные и уставшие. Уже около часа ночи легли спать в нашей Ласточке.

Четвертый день, 08.07.09, среда

Рованиеми

10 км

Ночью и утром шел дождь, поэтому вставать и выходить из машины совсем не хотелось. Постепенно дождь прекратился, и мы выбрались из машины. После завтрака отправились на пешую прогулку по Рованиеми. По карте посмотрели, где находится музей Арктикум и пошли туда, благо это совсем недалеко. Как следует из проспектов, это один из лучших музеев в Финляндии. Расположен он в стеклянном туннеле в береговом обрыве у моста через реку. Вход в музей стоит 12? на человека.

Обошли весь музей – интересно и познавательно. Много экспонатов, которые рассказывают об образе жизни, среде обитания, истории, обычаях и культуре народов, живущих за Полярным кругом. Представлены экспонаты, посвященные флоре и фауне Арктики. Воссозданы лагеря кочевников, их костюмы и быт. Потом мы посетили театр «Полариум», где можно прилечь и посмотреть на постоянно демонстрируемое северное сияние.

В музее накупили сувениров, и пошли гулять по городу. Зашли в супермаркет, посмотрели на местные цены. Потом нашли в банк и приобрели норвежские кроны, ведь завтра отправляемся в Норвегию.

Пришли в кемпинг и хорошо пообедали. После обеда отдохнули и в 16.00 пошли в сауну. У нас был только один час, поэтому особо не разгуляешься. Наконец-то мы хорошо прогрелись в финской сауне. Хорошая парилка, везде чисто и уютно.

Вечером у нас еще было время, и мы решили прокатиться по окрестностям Рованиеми, полазить по горам. Приехали на лыжные трамплины и полезли в горы. Дальше нашли бобслейную и горнолыжную трассы. Сверху с гор открываются изумительные виды. Сами получили хорошую физическую нагрузку. Вечером после ужина посидели на берегу реки и в полночь легли отдыхать.

Пятый день, 09.07.09, четверг

Рованиеми – Каригасниеми – Карасиок – Лаксельв – Нордкап

723 км

Просыпаемся в 7.30, завтракаем, собираемся и в 9.30 выезжаем из Рованиеми. На улице пасмурно, всего +15°. Общий пробег нашего путешествия составил уже 1921 км. На выезде из города заправляемся на Несте и едем дальше на север по дороге 4. Временами идет дождь, но в машине периодически включаем климат-контроль, поэтому ехать очень комфортно.

В 11.00 проезжаем Соданкюля, но не останавливаемся и едем дальше. На дороге опять появляются олени, но мы уже этому не удивляемся. Бывают олени серые, бывают и белые. Около 13 часов увидели хорошую стоянку на берегу речки, примерно за 15 км до Ивало, остановились и пообедали. Когда проезжали Ивало, то в первый раз в Финляндии увидели полицейского на мотоцикле, а следом и полицейскую машину.

Проезжаем городок Инари, а после поселка Каманен сворачиваем налево на дорогу 92 и едем на границу в Каригасниеми. По дороге встречаем колонну байкеров. Дорога холмистая – то спуск, то подъем.

В 15.00 приезжаем в Каригасниеми. Подъезжаем к границе с Норвегией – проверка паспортов. Спрашивают, не везем ли наркотики, алкоголь, сигареты. Ничего не проверяют, отдают паспорта, и мы по мосту через речку переезжаем в Норвегию. Снова переводим часы на один час назад – 14.00. Сначала мы думали, что на норвежской стороне будет еще один пункт проверки, но больше ничего и нигде не проверяли.

Сначала проехали Карасиок, столицу норвежских саамов, а потом прибыли в Лаксельв, где заправились на Статойле – местном Лукойле. В Норвегии 1 л 95-го стоит 12,4 норвежских кроны. Если перевести, исходя из курса 5,1 руб. за крону, то будет примерно 63 рубля, что немного дороже, чем в Финляндии. А вот качество дорог у финнов все же лучше – там мы нигде не видели знаков «Неровная дорога», а тут появились. Да и разрешенная скорость в Норвегии меньше. Может быть, это только на севере страны.

Едем сначала по дороге Е6, а потом по Е69. Над нами кружит вертолет, видимо норвежские воздушные полицейские. Но мы едем строго по правилам. Впереди уже виднеются горы, а вскоре мы выезжаем к морю. Снова на дороге нам встречаются олени – теперь норвежские. По пути проезжаем пять туннелей: первый – 2980 м, второй – 496 м, третий – самый длинный на остров Магерейа, где находится мыс Нордкап – 6870 м и на 212 м ниже уровня моря. За проезд по нему надо платить 192 крон туда и обратно. Четвертый туннель – 190 м и пятый – 4440 м. Освещенность в туннелях не понравилась, темновато, могли бы и посветлее сделать.

На подъезде к мысу уже нет практически никакой растительности, дорога очень узкая. В 19.20 приехали на Нордкап, снова надо платить по 215 крон с человека за въезд. Нордкап – это скалистый мыс высотой 300 м над уровнем моря. Много машин, туристических автобусов и кемперов. Все гуляют, фотографируют, любуются замечательными видами. Мы тоже ходим, смотрим, снимаем. В самом здании целая индустрия туризма - выставочные залы, экспонаты, магазины сувениров и т. д. Мы посидели в кафе, перекусили, купили сувениры, в кинозале посмотрели фильм о Нордкапе.

В 22.00 поехали обратно. На самом деле Нордкап – не самая северная точка. Видимо это сделали для того, что на Нордкап удобно подъезжать туристам. Мы остановились на стоянке, откуда начинается пеший маршрут на действительно самую северную точку Европы. Но мы туда не пошли на ночь глядя, да и слишком далеко. Спустились немного ниже и заехали в кемпинг Миднаттсол. Комната на двоих в домике – 450 крон. Мы разместились и пошли гулять по окрестным горкам. Настроение отличное! Поужинали и отметили прибытие на Нордкап хорошим красным вином. Около часа ночи легли спать.

Шестой день, 10.07.09, пятница

Нордкап – Алта - Тромсе

651 км

В эту ночь спали не долго – уже в 7.00 были на ногах. Позавтракали и пошли покорять гору, которая находилась с другой стороны кемпинга. Эта гора оказалась покруче, чем те, на которых мы гуляли вчера перед сном. Получив хороший заряд бодрости и здоровья, возвратились в кемпинг, приняли душ и стали собираться в дорогу. Сегодня наш путь лежит в Тромсе.

Выезжаем из кемпинга в 12.00, одометр показывает, что мы проехали от Москвы уже 2675 км. Небо нахмурилось, стало пасмурно, температура воздуха всего +11°. Снова в обратном направлении проехали все туннели и в дороге попали в сильный дождь. Сворачиваем с дороги Е69 на основную трассу Е6 и едем в Алту. Это небольшой портовый городок. Там заправились на Статойле, сами перекусили, отдохнули и поехали дальше. Едем вокруг гор и фьордов – виды вокруг изумительные. После Олдердалена проехали три туннеля: первый – 3200 м, второй – 2300 м, третий – 505 м.

Еще один поворот на Е8 и едем до Тромсе 116 км. Трасса очень хорошая, так и хочется, чтобы она не кончалась. Да еще, чтобы всегда был полный бак бензина. Но дорога среди гор заканчивается, и в 21.00 мы приезжаем в Тромсе. На карте нашли кемпинг и поехали туда. Кемпинг Тромсе расположен у подножия горы на берегу горной речки. За двоих заплатили 180 крон, выбрали место и остановились на самом берегу реки.

После ужина пошли гулять по кемпингу. Хотя отдыхающих много, но везде тихо и спокойно. Все гуляют или сидят около своих кемперов и беседуют – на улице белые ночи. Уже после полночи мы улеглись к себе в машину.

Седьмой день, 11.07.09, суббота

Тромсе – Нарвик

275 км

Утро выдалось солнечное и теплое. После подъема и небольшой разминки приняли водные процедуры в речке – здорово бодрит! После завтрака на природе позагорали, погуляли и стали собираться в дорогу. Сегодня у нас по плану был осмотр Тромсе и переезд в Нарвик.

Выехали из кемпинга в 11.00, переехали через большой мост и попали в центральную часть города. На одной из улиц поставили машину на стоянку, и пошли гулять по городу. Прошлись по пешеходной улице, купили сувениры, сфотографировали местные достопримечательности и памятники. Рядом с городским собором расположена главная городская площадь Амундсен плас, на которой стоит памятник великому полярнику. Даже встретили белого медведя, который спокойно разгуливал по улицам города. Оказывается, это в Норвегии медведи бродят по улицам, а не в России. Конечно, это было только чучело белого медведя.

Потом зашли в информационный центр, где взяли подробные карты Тромсе и северной части Норвегии. Прогулялись по набережной, где увидели красивый белый теплоход. Посидели в уютном кафе и выпили по чашке ароматного кофе. Приятный отдых получился у нас в Тромсе.

Сегодня мы решили устроить себе рыбный день. В магазине накупили продуктов в дорогу и разных сортов рыбы, чтобы вечером ее приготовить. В 15.30 возвращаемся к машине, укладываем покупки и едем в обратном направлении по Е8 в направлении Нарвика. Погода стала портиться, небо нахмурилось, и пошел дождь. Но он быстро прекратился и снова засветило солнце. Около 17.00 по дороге увидели симпатичное кафе и остановились, чтобы пообедать. Это нам обошлось в 290 норвежских крон.

Снова дорога вьется по берегу моря среди гор и фьордов. Проезжаем туннель длиной 550 м. В 20.00 доехали до Нарвика и остановились в кемпинге в нескольких километрах от города. За сутки цена такая же, что и в Тромсе – по 90 крон с человека. Нашли место, поставили машину и палатку и пошли гулять на берег моря.

Затем пришли на кухню и принялись готовить рыбу на ужин. На кухне в это время уже никого не было. Жена приготовила два вида рыбы – красную и белую. Ужин получился просто замечательный, да еще с сухим красным вином. Затем еще посидели на берегу моря, полюбовались вечерними видами и улеглись в машину.

Восьмой день, 12.07.09, воскресенье

Нарвик – Лофотенские острова

383 км

После подъема небольшая разминка на берегу моря, плотный завтрак и сборы в дорогу. Сегодня наша цель – это Лофотенские острова. Но сначала заезжаем в Нарвик, заправляемся на Статойле и совершаем пешую прогулку по центральной части города. Нарвик расположен в незамерзающей бухте и основан как порт для вывоза железной руды с шахт Крайнего Севера. Но в историю он вошел как место сражений в годы Второй мировой войны, о чем напоминает небольшой танк на городской площади. В воскресное утро на улицах почти нет ни машин, ни пешеходов. Сделали несколько снимков города и поехали дальше.

Возвращаемся по дороге Е6 немного назад, поворачиваем на Е10 и едем на острова. Погода установилась отличная – солнце и +20°. Снова едем и любуемся красотами природы. По пути следования насчитали 16 туннелей различной длины и 22 больших и маленьких мостов. Самый длинный туннель – 6400 м под морем на остров. Также проехали красивый большой мост.

Оленей здесь мы не видели, зато на проезжую часть выходят овцы, которые ведут себя как хозяева дороги. Еще по пути следования мы увидели высокое здание церкви и решили остановиться и отдохнуть. Там есть мемориальная доска в память о советских военнопленных.

Название Лофотенские острова переводятся как «Лапа рыси», ведь по своим очертаниям этот архипелаг и в правду напоминает отпечаток лапы рыси. В 16.30 мы приехали на конечную точку Лофотенских островов. Дальше идет только пешеходная тропа. Там есть большая стоянка, магазины сувениров, несколько в стороне расположен кемпинг. Мы отдохнули, перекусили и пошли гулять.

Останавливаться на ночлег мы здесь не стали, а вернулись несколько назад в кемпинг, который расположен рядом с портом, из которого идут паромы с островов на побережье в Боде. Заплатили за двоих 170 крон, выбрали себе место и расположились на отдых. После ужина пошли осматривать кемпинг и его окрестности. Поднялись на рядом расположенную сопку и посмотрели разгрузку и погрузку автомобилей на паром. Плыть на пароме мы не собирались, было интересно посмотреть на сам процесс. Машины выстраивались в четыре линии, а потом по линиям в порядке очереди заезжали на паром. Многим пришлось ждать следующего парома.

Мы же полезли выше в горы и обнаружили там горное озеро. Оттуда открывались прекрасные виды на море, порт и прибрежный поселок. Спустившись обратно в кемпинг, приняли душ, попили чай и улеглись спать.

Девятый день, 13.07.09, понедельник

Лофотенские острова – Абиско – Кируна – Гелливаре – Лулео

907 км

На сегодня у нас был запланирован достаточно длинный переезд с берега Норвежского моря на берег Балтийского моря в шведский город Лулео. Практически нам предстояло пересечь Скандинавский полуостров поперек. Поэтому встали рано, около пяти часов, собрались и поехали с Лофотенских островов в обратном направлении по дороге Е10. Снова проезжаем все мосты и туннели. Немного едем по дороге Е6, в 10.30 заправляемся на Статойле и сами завтракаем.

Затем поворачиваем на Е10 и направляемся к норвежско-шведской границе. В 12.10 подъехали к границе, пересечение которой нам очень понравилось. Стоит пограничный домик, шлагбаум поднят, горит зеленый сигнал светофора, и все машины проезжают туда и обратно, не останавливаясь. Нет никаких пограничников и таможенников. Здорово! Никто тебя не проверяет и не обыскивает. Вот и у нас должно быть так на границе между Россией и Украиной. А то сами себе понастроили искусственных преград.

Едем уже по Швеции. Дорога Е10 не так уж и хороша – есть заплатки и ремонт, но есть и хорошие участки. Проезжаем городок Абиско, но не останавливаемся и едем дальше. В 13.45 приезжаем в Кируну и останавливаемся около информационного центра. Там знакомимся с историей города, берем карты и идем пешком на прогулку.

Кируна является самым северным городом Швеции и главным центром добычи железной руды в стране. Об этом напоминает скульптура рабочего с вагонеткой. Также в городе находится шведский институт космических исследований, который занимается изучением стратосферы и такого явления, как северное сияние. Рядом с институтом возвышается ракета.

После прогулки поменяли в банке оставшиеся норвежские кроны на шведские. Затем посидели в кафе, съели по мороженому и выпили кофе. Перед отъездом зашли в местный супермаркет ICA и накупили продуктов в дорогу.

Выезжаем из Кируны в 16.00 и едем дальше по дороге Е10 в южном направлении. Погода нас радует – солнечно и +23°. Сначала хотели остановиться в Гелливаре, но решили проехать этот город без остановки, так как засветло мы бы не успевали добраться до Лулео. В одном месте дороги нас ждал неприятный сюрприз от шведов – хороший асфальт неожиданно закончился и начался ремонтируемый участок, протяженностью около 10 км. Пришлось ехать по пыльной дороге, покрытой щебнем. Но вскоре мы снова поехали по хорошей дороге, повернули на скоростную магистраль Е4 и в 21.00 приехали в Лулео.

На въезде в город заправились на Статойле – один литр 95-го бензина стоил 12,09 шведских крон. Если перевести в рубли, исходя из курса 4.2 руб. за крону, то будет примерно 51 рубль, что заметно дешевле, чем в Финляндии и Норвегии. Рядом с заправкой расположен Макдоналдс, куда мы зашли поужинать. Стоило нам это удовольствие 180 крон.

На карте нашли, где расположен кемпинг Лулео, и в 22.30 поехали туда. Заплатили 180 крон за двоих, нашли место и расположились на ночевку. Спать еще совсем не хотелось, поэтому пошли обследовать кемпинг. Он оказался довольно большим и расположен непосредственно на берегу моря. Очень много стоит кемперов, прицепов, палаток. Мы гуляли около часа и в полночь легли отдыхать.

Десятый день, 14.07.09, вторник

Лулео

0 км

Сегодня мы решили никуда не ехать, а отдохнуть в кемпинге. Погода установилась очень хорошая – солнечно, +20°. Встали только в 10.00, позавтракали и я заплатил еще 180 крон за второй день пребывания в кемпинге. Потом спустились на пляж и почти целый день загорали и отдыхали на берегу моря.

Вечером отправились гулять по кемпингу. Затем зашли в магазин, накупили продуктов и пошли готовить ужин, который и завершил этот день отдыха в Лулео.

Одиннадцатый день, 15.07.09, среда

Лулео

0 км

Снова с утра тепло и солнечно и мы решаем еще на день остаться в этом кемпинге и позагорать. Пока нам здесь нравиться. Я сходил и заплатил еще 180 крон за следующие сутки. На регистрации стоит компьютер с бесплатным входом в интернет. Около получаса я лазил по интернету, зашел на клубный сайт mazda6.ru, почитал клубные новости.

Днем до обеда снова загорали на пляже, когда пообедали, то погода стала быстро меняться – набежали тучи и вскоре пошел дождь. Мы забрались в машину и поспали, пока это ненастье не прекратилось. Также неожиданно тучи разбежались, и снова радостно засветило солнце.

Ближе к вечеру пошли кататься на веломобилях – один час проката стоил 85 крон. Взяли такой веломобильчик на двоих, сфотографировались перед выездом, и поехали кататься по кемпингу. Тут с нами произошел поучительный случай. Когда снова захотели сделать фотографии, то я в кармане куртки не обнаружил фотоаппарата. Видимо, где-то он у меня выпал из кармана.

Расстроились не на шутку, ведь там были все фотки предыдущих дней нашего путешествия! Поехали искать по обратному маршруту, но нигде не было нашего фотика. И только когда подъехали снова к пункту проката, то на большом камне у дороги увидели наш фотоаппарат. Кто-то нашел, и не унес, а положил на самом видном месте. Спасибо ему, что сохранил для нас фотографии нашей поездки. Мы были безумно счастливы!

Еще один день отдыха закончился, завтра снова в дорогу.

Двенадцатый день, 16.07.09, четверг

Лулео – Хапаранда – Торнио – Кеми – Селянпера

254 км

Встаем в 7.00, до 9.30 завтракаем и собираемся в дорогу. Выезжаем из кемпинга и едем в Лулео. Паркуемся в центральной части города и идем на пешую прогулку. Погода нас сегодня не радует – пасмурно, прохладно и дует не совсем теплый ветер. На центральной городской площади возвышаются ратуша и собор, которые мы осматриваем и фотографируем. После фотосессии заходим в супермаркет ICA и тратим на продукты последние 125 шведских крон. В Финляндии снова перейдем на евро.

В 11.30 снова выезжаем на скоростную магистраль Е4 и едем в сторону шведско-финской границы. За два часа долетели на нашей Ласточке до городка Хапаранда, прокатились по нему и поехали пересекать границу. Снова нет никакого пограничного контроля – просто переезжаем по мосту через реку и мы уже в финском городке Торнио. Время переводим на один час вперед – сразу стало 14.30. Торнио проезжаем без остановки и едем в Кеми. Дорога великолепная – ехать одно удовольствие!

В Кеми решили остановиться, пообедать и отдохнуть. Проехали через весь город к информационному центру и выехали на берег моря. Там посетили галерею драгоценных камней, которая расположена в здании старой морской таможни. В ней представлено более 3 тыс. драгоценных и полудрагоценных камней, минералов и ювелирных украшений, в том числе корона, предназначавшаяся для короля Финляндии Вяйне в 1918 году, который так и остался некоронованным.

Погода наладилась – стало тепло и солнечно. Погуляли, сделали фотографии на память и снова в дорогу. Сразу после выезда из Кеми попали на ремонтируемый участок дороги – трассу расширяют.

Проехав от Кеми 56 км, увидели указатель поворота в кемпинг Селянпера. Свернули посмотреть на этот кемпинг. Здесь нам понравилось – тихо, в лесу на берегу моря и почти никого нет. Решили здесь остановиться. Берем коттедж за 40? и заказываем сауну на два часа, по 15? за час. Разместившись и погуляв по кемпингу, немного перекусили и отдохнули. Перед тем как идти в сауну, искупались в море. Минус то, что пляж не оборудован и зарос травой. Море около берега мелкое – нужно долго идти по каменистому дну, чтобы дойти до глубокого места.

Затем идем в сауну, которая стоит прямо на берегу моря. В печку подбросили дровишек и отлично попарились. Между заходами в парилку еще пару раз искупались в море. Вечером, после ужина и отдыха в домике снова погуляли по кемпингу, увидели пару машин из России. Посмотрели красивый закат в лесу на берегу моря и отправились спать.

Тринадцатый день, 17.07.09, пятница

Селянпера – Оулу – Вааса

383 км

Хорошо выспавшись в домике, встали в 9.00 и стали собираться в дорогу. Завтракаем и выезжаем из кемпинга. Погода стоит отличная – яркое солнце и +19°. Общий пробег нашего путешествия составил уже 5114 км. Едем по дороге 4, Е8 по западному побережью Финляндии на юг.

В 12.20 приезжаем в Оулу, центр одноименной провинции. Это самый крупный финский город на побережье Ботнического залива. Прокатились по городу и выехали к морю. Припарковались недалеко от рыночной площади, которая считается одной из самых оживленных в Финляндии. Она окружена старыми деревянными складскими помещениями, в которых устроены рестораны, бары и сувенирные лавки.

Одним из символов города является бронзовая статуя рыночного полицейского, установленная на площади. Еще одно популярное место, это знаменитый фонтан Палло, что в переводе означает «Шар». Мы походили по рынку, и пошли гулять по городским улицам. Зашли в городской собор, где в ризнице хранится самый старый финский портрет (1611).

По пути зашли в информационный центр, где набрали много карт и путеводителей по Финляндии на русском языке. Возвратившись на рыночную площадь, купили в дорогу черешни за 3,50? и поехали дальше.

Проезжаем без остановки Кокколу и в 16.30 приехали в Ваасу. Нашли по карте кемпинг и поехали туда. После тишины и покоя кемпинга Селянпера, здесь нас ждала шумная молодежная тусовка. Финны проводили какой-то фестиваль, тему которого мы так и не поняли. Участникам фестиваля отгородили веревкой центральную часть кемпинга, они там сидели под каждым деревом, пили пиво, орали песни и бегали по кустам в туалет.

Заплатив за ночевку в кемпинге по 12? на человека, мы встали подальше от этой тусовки, и пошли ужинать в кафе. Решили не отставать от молодежи и заказали себе по пиву. Ужин нам обошелся в 33?.

Вечером пошли гулять – вышли на пирс, где стояли яхты. Откуда-то доносились звуки концерта, и мы пошли туда. Выступала какая-то модная молодежная рок-группа. Мы издалека постояли, посмотрели и послушали. Видимо, участники фестиваля из нашего кемпинга теперь все были там.

Когда мы легли спать, то думали, что нас ожидает шумная ночь. Но нет, все было тихо и спокойно.

Четырнадцатый день, 18.07.09, суббота

Вааса – Пори

212 км

Встали сегодня пораньше, потому что в этом кемпинге утром с 8.00 до 10.00 бесплатная сауна. Эту возможность погреться в парилке мы не стали упускать. Хорошо попарились и искупались в море. Затем легкий завтрак, недолгие сборы и мы едем дальше.

Остановились в Ваасе около центральной площади. На ней расположены здания городского собора, мэрии, памятники, небольшой фонтан. Мы погуляли, сделали фотографии и поехали дальше.

Затем выехали на дорогу 8, Е8 и направились на юг в сторону города Пори. Погода нас явно балует, солнечно и тепло, +22°. Отличная дорога, отличное настроение!

В 14.00 приехали в Пори и сразу поехали в кемпинг Етери, в котором мы заранее планировали остановиться. Дело в том, что здесь находится один из самых больших песчаных пляжей в Финляндии. Приезжаем, платим за сутки 22? на двоих, находим место для стоянки и сразу идем на пляж купаться, пока погода очень хорошая.

Ожидания нас не обманули – большая песчаная коса, и многие финны в этот субботний день выбрались на пляж позагорать. Мы с собой взяли закуску и неплохо подкрепились прямо на пляже. Загорали и купались практически до самого вечера.

Вечером на кухне приготовили ужин, с большим удовольствием его съели, и пошли на вечернюю прогулку. Рядом с тем местом, где мы остановились, оборудовано место для гриля. Когда стемнело, я разжег костер, и мы сидели около него почти до полуночи с романтическим настроением.

Пятнадцатый день, 19.07.09, воскресенье

Пори – Раума – Турку

188 км

Просыпаемся в 9.00, пьем утренний кофе и собираемся в дорогу. Сначала хотели остаться еще на один день, покупаться и позагорать, но погода на глазах стала портиться. Небо нахмурилось, набежали тучи, стало пасмурно и прохладно. Поэтому мы решили продолжить свое путешествие.

Мы заехали в центральную часть Пори и сделали остановку. Планировка в центре прямоугольная, ее главные элементы – четыре бульвара, расходящиеся из центральной точки по четырем сторонам света. Мы прогулялись около городской ратуши, а затем посетили центральную церковь Пори, которая построена в неоготическом стиле. Интерьер церкви оформлен в стиле модерн. Внутри имеется орган и витражи. Колокольня украшена причудливыми коваными узорами. Мы сделали большое количество фотографий и поехали дальше.

На выезде из города заправились на Несте, один литр 95-го стоил 1,35?. Когда приехали в Рауму, то остановились около супермаркета Призма и зашли туда закупить продуктов в дорогу. Купили все что надо, пообедали, отдохнули и поехали осматривать город. Дождя не было, но он все время намеревался пойти.

Город Раума четко разделен на две части – старую в центре с историческими домами, и новую вокруг по окраинам. Старая Раума известна как самый большой сохранившийся в Скандинавии деревянный городской центр. Все дома окрашены в пастельные тона и представляют собой бесчисленные магазинчики и жилые дома с цветущими двориками. Рынок, бродячие музыканты и актеры дополняют живописную картину старого города.

Но пора двигаться дальше. Выезжаем снова на дорогу 8, Е8 и направляемся в Турку, куда приехали в 14.40. Город расположен по берегам реки Аурайоки, который в переводе означает торг или рынок. На берегах реки расположены и все главные достопримечательности города. Сначала мы заехали в центр, погуляли по рыночной площади и прилегающим улицам, посетили кафедральный собор. Затем направились в замок Турку, который считается самым древним и самым большим замком Финляндии.

Уже ближе к вечеру направились в кемпинг Руиссало, который расположен на берегу моря. Снова платим 22? на двоих за сутки, выбираем место для стоянки и идем осматривать кемпинг. Купаться совсем не хотелось – было прохладно и пасмурно.

Вечером, когда готовили ужин на кухне, встретили семейную пару из Питера – Владимира и Ирину. Познакомились и приятно пообщались. Они тоже путешествуют и приехали сюда недавно на форде из Хельсинки. Там они останавливались в кемпинге Растила, что и нам посоветовали. После ужина мы продолжили беседу уже на свежем воздухе около их палатки.

Вот так закончился еще один день нашего путешествия.

Шестнадцатый день, 20.07.09, понедельник

Турку – Хельсинки

195 км

Утром вставать совсем не хотелось. Было хмуро и пасмурно. Но все, же с трудом встаем, завтракаем и собираемся в дорогу. Попрощались с Владимиром и Ириной, обменялись номерами телефонов.

В 10.30 выезжаем из кемпинга и едем в Хельсинки по дороге 1, Е18. Начинается дождь, который переходит иногда просто в ливень. Тем не менее, скорость у всех 120-130 км/час.

В 12.00 приезжаем в Хельсинки. Дождь понемногу прекращается, и мы едем через весь город по знакомым еще с зимы улицам города. Подъезжаем к кемпингу Растила и решаем сегодня отдохнуть в комфортных условиях. Берем домик за 64? и заказываем сауну на вечер, на час, за 17?. В такую прохладную и дождливую погоду неплохо хорошо погреться в парилке.

Размещаемся в домике, обедаем и отдыхаем. Вечером, в 18.30 идем в сауну. Она расположена практически рядом с нами в отдельном доме. Все очень комфортно, но парилка очень плохо держит пар, теплоизоляция неважная. Все равно сделали три захода, прогрелись, и с чувством исполненного долга вернулись к себе в домик.

После ужина, одевшись потеплее, пошли на вечернюю прогулку. Вышли на берег пляжа, там погуляли и нашли еще одну сауну, но видимо более дорогую и комфортную. Затем вышли из кемпинга, и пошли гулять по городу. Рядом расположена станция метро и заправка АВС. Вернувшись обратно, напились чая с медом и завалились спать.

Семнадцатый день, 21.07.09, вторник

Хельсинки – Котка

183 км

Когда утром проснулись, то было пасмурно. Но постепенно тучи стали рассеиваться и появилось солнце. Перед отъездом мы решили сходить на пляж и искупаться. Вода была довольно прохладная. Ирина сначала не хотела купаться, но потом ее было невозможно остановить, не хотела уходить с пляжа.

После завтрака уложили вещи в машину и в 11.30 выехали из кемпинга. Погода снова стала налаживаться, стало тепло и солнечно. Сначала поехали в центр Хельсинки. Там припарковались недалеко от рыночной площади за 3?, и пошли на пешую прогулку. Сходили в Успенский собор, потом направились на Сенатскую площадь и зашли в Кафедральный собор. Вернулись на рыночную площадь, посидели в летнем кафе и съели по мороженому.

Сегодня у нас в планах было посещение Олимпийского стадиона, где проходила Олимпиада 1952 года, и музея истории спорта Финляндии. Немного поплутали по улицам Хельсинки, пока добрались до стадиона. Поставили машину на платную парковку за 0,80? и пошли смотреть стадион и музей. Вход на стадион совершенно бесплатный, можно спокойно посидеть на трибуне, а потом за столиком в кафе.

А вот посещение музея истории спорта обошлось нам по 5? с человека. Музей небольшой, посмотрели мы его достаточно быстро, зато вживую увидели олимпийские медали почти всех Олимпиад.

В 14.30 выезжаем из Хельсинки и едем в Котку. Там недалеко расположен кемпинг Санталахти, в котором мы решили сегодня остановиться. Через два часа доехали до Котки, название в переводе означает «Орел», и остановились почти в центре города. Осмотрели лютеранскую церковь, затем православную церковь Св. Николая. Потом выехали на берег моря, там перекусили и погуляли. По пути в кемпинг остановились около парка с прудами и водопадами и осмотрели его.

В кемпинг Санталахти мы приехали в 18.30. Здесь оплата за сутки с человека по 10?. Выбрали себе хорошее место для стоянки, и пошли гулять. Хоть кемпинг и имеет пятизвездочный статус, но ничего особенного мы не увидели. Пляж могли бы и получше оборудовать. Зато когда осматривали коттеджные домики, нашли много черники и с удовольствием ею полакомились.

Когда возвращались обратно, то зашли в кафе, немного перекусили и выпили пива. Оно оказалось очень хорошим, нам понравилось. Вечером зашли на кухню и посмотрели телевизор. В 23.00 - отбой.

Восемнадцатый день, 22.07.09, среда

Котка – Хамина – Ваалимаа – Торфяновка – С. Петербург – Валдай

599 км

Сегодня снова встали пораньше. Приятно, что во многих финских кемпингах посещение сауны утром бесплатно. Два часа, с 8.00 до 10.00 мы грелись в сауне и бегали по деревянному настилу купаться в море. Таких желающих попариться утром как мы, было немало.

После сауны завтракаем, собираемся в дорогу и выезжаем из кемпинга. Погода установилась солнечная, +18°, но ветрено. Сегодня наше скандинавское путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся домой. Перед границей, в городке Хамина останавливаемся, чтобы потратить последние наши евро. Стрелка бензобака совсем на нуле, поэтому на 10? на заправке АВС заливаю топлива, чтобы на границе совсем не остановиться. Потом заходим в супермаркет и на 20? закупаем продукты в дорогу.

В 13.00 подъехали к пограничному пропускному пункту в Ваалимаа. Финскую границу прошли, как обычно быстро, потому, что заполнять ничего не надо. На нашей границе, даже на въезде опять необходимо заполнять таможенные декларации. Когда же их отменят!? Но даже, несмотря на это, нашу границу мы прошли сравнительно быстро, и в 14.00 въезжаем на территорию России. Часы переводим на один час вперед – 15.00. Начинаются наши дороги.

Когда в 17.30 приехали в Питер, то остановились и перекусили. До Москвы мы в этот день не доехали. В 23.00 стало совсем темно, уже захотелось спать, поэтому заночевать решили в Валдае. Свернули по указателю в Валдай, проехали по ночному городу и остановились прямо на берегу озера на ночевку.

Девятнадцатый день, 23.07.09, четверг

Валдай – Москва

405 км

Проснулись в нашей Ласточке в 6.30. Утром еще прохладно и над озером стелиться туман. Открывается замечательный вид на город, освещенный утренним солнцем. Умылись в озере, немного подкрепились и поехали дальше. На центральной площади Валдая остановились и сделали несколько снимков на память – здесь мы еще ни разу не были.

В 10.00 сделали остановку на заправке Роснефти около Твери, позавтракали и долили 30 литров бензина, чтобы хватило до Москвы.

Домой, на Ярославское шоссе, приехали в 13.20. Москва встретила нас теплой и солнечной погодой, +23°. Ставим машину, разгружаемся и скорее отдыхать. Общий пробег нашего путешествия составил 7279 км. Всего было израсходовано 575 литров бензина. Средний расход топлива составил – 7,9 литра на 100 км. Средняя цена одного литра бензина составила 45 рублей. Наша Ласточка, mazda6 хетчбек, во время всего пути проявила себя просто отменно, никаких замечаний.

Мы в первый раз совершили такое многодневное путешествие и остались очень довольны. Много проехали и еще больше увидели. Немало потратили, но это того стоит.

Всем приятных путешествий!

Расходы:

Бензин – 25 952 руб.

Кемпинги – 20 048 руб.

Питание – 16 382 руб.

Сувениры – 6 343 руб.

Экскурсии – 4 060 руб.

Страховка – 3 180 руб.

Сауна – 2 837 руб.

Туннели – 1 958 руб.

Стоянка – 213 руб.

Всего – 80 973 руб.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные лица Норвегии:

News image

Булл, Оле

О ле Борне ман Булл (норв. Ole Borneman Bull; 5 февраля 1810, Берген — 17 августа 1880, там же) — норвежский скрипач и композитор. Вопр...

News image

Холанн, Ингебрет

Ингебрет Холанн (норв. Ingebret Haaland; 2 августа 1878, Ставангер — 6 августа 1934) — норвежский скрипач, композитор и органист. Училс...

News image

Северуд, Харальд

Ха ральд Се веруд (Harald Sæverud; 17 апреля 1897, Берген — 27 марта 1992, Берген) — норвежский композитор, один из виднейших сканди...

На заметку:

Первые туристы стали появляться в районе Нурефьель в

Первые туристы стали появляться в районе Нурефьель в 1850-х гг. XX в. Сюда их привлекали величественные вершины гор в сочетании ...

Гостеприимный Север

Норвежская Лапландия – особенный регион страны. Поездка в самую северную губернию Норвегии – Финнмарк – похожа на путешествие в ...

Москва-Ставангер

Добраться до Ставангера очень просто, так как он имеет прямое сообщение со многими европейскими странами. Можно долететь на с...

Горная баллада

Когда вы чувствуете, что устали и один серый день похож на другой, возьмите отпуск и насладитесь жизнью вдали от суетливого горо...

Отели Норвегии:

Quality Hotel Mastemyr 3*

News image

Месторасположение: Обновленный в 2009 году отель Quality Hotel Mastemyr находится в з...

Alpin Lodge 4*

News image

Месторасположение: Отель находятся в пешей доступности от Hemsedal Skisenter.  Рядом ...

Описание отеля Alpin APT

News image

Месторасположение: Комфортабельные коттеджи находятся в пешей доступности от Hemsedal...

Погода

Рассказы туристов:

Автопутешествие в Швецию, Данию и Норвегию

News image

август 2008 Итак, выдвигаемся из Самары 24-го июля 2008 года. Машина Додж-Караван 2002 г.в. Экипаж – я и жена Марина

Путешествие по Скандинавии

News image

август 2008 На этот раз Скандинавия, а точнее – Швеция и Норвегия. Вдвоем с сыном проехали по маршруту с ночевками в Стокголь...

Популярные отели:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Прогулки по стране:

Норвегия: Страна троллей и фьордов (январь 2005)

News image

Этот Новый год мы решили встречать в Норвегии. За пару месяцев начали выбирать коттедж, составлять список достопримечательностей...

Норвегия. Супер!

News image

В Норвегию я решила отправиться после того, как перечитала, кажется, всего Эрленда Лу, начиная с \ Наивно. Супер!\ и заканчивая...