О поездке в Норвегию я мечтала давно

Норвегия - Путешествуя по Норвегии

  о поездке в норвегию я мечтала давно

О поездке в Норвегию я мечтала давно. Несколько лет назад попался в руки туристический буклет, и я влюбилась в эти пейзажи. Прошлой осенью приступила к планированию вплотную, поскольку уже точно знала, что хочу. С другой стороны, ни в каком виде не подходил стандартный автобусный тур из Питера типа «4 столицы + 8 фьордов» и т.п. Только авиаперелет и никаких дополнительных «столиц». Даже подумала о круизе, но при таком путешествии мы не увидим ни Норвегии как таковой, ни ее потрясающих дорог и фьордов. Теплоход заходит в пару самых известных мест, и там предлагают несколько экскурсий, но недалеко от побережья. А мне обязательно хотелось увидеть и Прейкестулен, и дорогу троллей, и ледники. Подумала о варианте Fly and drive, но не решилась: водитель у нас один, для него слишком утомительно, да и красоты мимо него пройдут. Стала рассматривать автобусные маршруты с авиаперелетом. Скажу сразу, без энтузиазма, поскольку с группой не ездила уже давно и не люблю. То, что предлагали все «киты» (DSWB, Туртрансвояж, Нева), – все эти «Жемчужины» «Мозаики» и те же «Столицы», мне не подошло. В них было либо одно, либо другое, а так чтобы все сразу и только по Норвегии – не нашла. Несколько раз возвращалась к сайту Scandica Travel: авторская программа понравилась сразу, но останавливало то, что эту фирму никто не знал. Промаялась я до февраля, и все же решилась ехать с ними, тем более, что у меня нет предубеждения против маленьких фирм: крупным фирмам по большому счету на клиента наплевать, к ним и так идут, а здесь есть вероятность, что будут стараться. Руководитель, он же автор маршрута, сопровождал нас на всем протяжении путешествия, рассказывал о стране, утрясал все организационные вопросы. Подкупило также и то, что была просчитана полная стоимость маршрута, никаких дополнительных доплат не требовалось. Т.е. было оплачено: виза, страховка, авиаперелет, проживание с завтраком, переезды в автобусе, 10 паромных переправ, 2 круиза по фьордам, все музеи, поезд троллей, Фломсбана, проезд по платным и частным дорогам, пять ужинов в отелях на фьордах (там, где не было альтернативных источников питания), чай-кофе - вода в автобусе (как я узнала из отзывов – на многих маршрутах это все платное). Почти что «все включено». Короче, сами мы оплачивали 4 ужина (они приходились два раза на Осло, один Ставангер и один Олесун), перекусы по дороге, сувениры, какие-то покупки. В принципе, при желании доп. расходы можно было уложить в 300 евро на человека, но это уж зависит от потребностей.

Маршрут начинался 2 июля перелетом в Осло. Авиаперевозчик – Norwegian, как оказалась, дискаунтер. Раньше я про дискаунтеров только читала, поэтому сначала удивлялась и электронным билетам, и тому, что еда за отдельную плату, но в целом все нормально. Летели 2 часа, все во время, в Осло приземлились в 14:45. Из аэропорта поехали сразу в отель, но по дороге остановились у ж\д вокзала поменять деньги, кому это было нужно. Причем, сопровождающий советовал поменять из расчета сразу на всю поездку. Дело в том, что в Норвегии с обменниками беда. В Осло всего два или три обменника Forex, один из них на вокзале, второй я видела на круглой площади, напротив ратуши. Закрывается достаточно рано, кажется, в 18:00 или 19:00. Также можно менять в банках, но там курс совершенно грабительский, кроме того, все эти заведения закрываются очень рано, и вы туда не будете успевать. Или придется отрывать драгоценное время на поиск банка и обмен денег. В некоторых отелях можно поменять, но там еще хуже: за 100 долларов дают 500 крон, это очень мало. Это примерно если бы в России мне дали за эти 100 долларов около 2 000 или 1 900 руб.

Многих волнует процедура размещения в автобусе. У нас все места были расписаны: прямо на пакете с билетами, страховкой, проспектами, картой Норвегии и проч., была наклеена карточка с обозначением мест в автобусе. Автобусы, арендованные у немецкой фирмы, отличного качества, чистые, кондиционированные, водители – шведы (матом не ругаются, и вообще – характер нордический). «Автобусы» - потому что сначала, до Бергена, был один автобус, а потом его нам поменяли на Неоплан, который более удобен на горных дорогах (у него база покороче). В отелях тоже все номера были уже расписаны, нам просто раздавали ключи по списку.

Пока народ менял деньги, мы перекусили на вокзале: мужу купили что-то типа кебаба в булке + соус, а мне – большой слоеный пирожок с картошкой и зеленью. Оказалось вкусно, честно, хотя я уличную еду не употребляю в принципе. В дальнейшем оказалась, что в Норвегии все продукты вкусные, даже сосиски в буфетах. Может, потому, что минеральные удобрения и прочие химикаты у них запрещены как класс, все только на натуральном продукте выращивается. Вообще, эта поездка сломала многие стереотипы, которые засели в моей голове.

Приехали в отель – Thon Hotel Slottsparken. С виду ничего особенного – бетонная коробка, но очень удачное местоположение: через дорогу от парка, окружающего королевский дворец. Тихий, спокойный район, красивые домики. Что удивило: в номерах есть кухня с плитой, всеми принадлежностями, вплоть до сковородок, кастрюль и прихваток. Есть кофеварка, чай, кофе, сахар, все столовые приборы и посуда, холодильник, фен, телевизор. Постельное белье, мебель – все новое. В первый день номер был однокомнатный, но милый. В последний день мы тоже останавливались в этом отеле, но номер уже был другой – двухкомнатный, с камином, балконом, приспособлением для глажки брюк. Завтрак – шведский стол, но обильный. Горячее трех видов, нарезка, хлопья с молоком или иогуртом, вареные яйца, фрукты, арбуз и дыня, овощи, соки, чай, кофе, булочки. Много всего. Заранее скажу, что отели на всем пути были удачные.

Разместились и поехали знакомиться с городом. Пока светло и нет дождя, помчались на Холменколлен, поднялись на смотровую площадку, полюбовались на Осло-фьорд, проехали к трамплину, потом в парк скульптур Вигелана, проехались по городу, пешком прогулялись по центру. Дальше - свободное время. Мы поужинали на набережной Аккер-брюгге, это была одна из самых дорогих трапез: примерно по 50 евро на человека. Мы заказали салат из морепродуктов и стейк из семги с гарниром из овощей плюс по рюмочке акавита (надо же попробовать!). Знали бы, что порции такие огромные, брали бы только по одному блюду. Салат я даже сфотографировала, там была такая гора креветок! После ужина не спеша погуляли по улочкам и отправились спать.

Осло мне понравился: очень милый, ухоженный городок, много зелени, цветов, очень они любят всякие небольшие забавные скульптуры. Фасады домов безупречны, нигде нет облупленной краски, немытых окон и прочих безобразий. Мусор, конечно, есть, но в глаза не бросается. Много фонтанов. Даже есть место, где фонтанчики бьют между трамвайных рельс. А частные домики (в Холменколене, на Бюгдое) просто прелесть, глаз не оторвать. Причем, в них нет кричащей роскоши и архитектурных излишеств, только изящная простота и масса цветов (какие там розы!).

Утром второго дня нас везли на п-ов Бюгдой знакомиться с музеями Фрам, Кон-Тики и Викингов, поэтому я вскочила ни свет ни заря и побежала фотографировать то, что не успела накануне, в том числе, и «трамвайные» фонтанчики. На обратном пути бежала мимо дворца, хотела сфотографировать часового. Он это увидел и сделал ружьем «на караул» специально для меня!

Про музеи рассказывать не буду, про них уже много писали, было интересно. В этот день нам предстояло проехать 310 км, пересечь плато Хардангервидда и остановиться в отеле у водопада Ворингфоссен. До поездки я опасалась таких переездов, поскольку даже 2 часа в самолете для меня – пытка. Но в этой поездке я не уставала ни капельки, не испытывала никакого дискомфорта. Очень красивая дорога, по мере увеличения высоты над уровнем моря менялся и климат. Из середины лета мы постепенно попали в конец зимы. Температура наверху была + 8. Позволю себе процитировать Julia, которая проехала по этому же маршруту в мае, и присоединяюсь к ней: «Плато Хардангервидда дарит удивительное ощущение – сильно чувствуется высота, но вершин гор вокруг нет, кажется, что ты летишь где-то в небе». Природа – лесотундра, вокруг островки снега, прозрачный чистый воздух. В Норвегии снег вообще не тает очень долго из-за высокой влажности. В некоторых районах в горах можно и летом прокатиться на лыжах. Именно этот снег питает многочисленные водопады и озера Норвегии. Энергия воды широко используется, чему был наглядный пример. Мы специально заехали на смотровую площадку, с которой открывается вид на озеро и плотину, при помощи которой уровень воды в этом озере был поднят на 18 метров. Зрелище грандиозное. Воду из него стравливают через специальные трубы и подают к электростанции, откуда народу идет электричество.

Часов в 7 приехали к месту нашего ночлега Fossli Hotel (www.fossil-hotel.com). Этот отель уже больше 100 лет держит одна и та же семья, именно около него располагается смотровая площадка, с которой видно все ущелье и три водопада, причем самый большой водопад виден только оттуда. На эту смотровую площадку привозят группы, приезжают отдельные туристы, но вечером она была полностью в нашем распоряжении. Уж мы там налазились, набродились, где только можно. Сам отель понравился не всем. Дело в том, что, поскольку он такой старинный, конца 19 века, то находится под надзором государства, и хозяин без согласования даже унитазы поменять не может. Это такой полумузей - полуотель, в нем останавливались все короли Норвегии, каждый в свое время. Горячая вода есть, в номере душ, туалет, постельное белье новое, но мебель старая, «бабушкина», хотя и крепкая. Кому-то этот аскетизм не понравился, но мы были довольны. И главное вид от отеля просто сумасшедший. Ужин – шведский стол, но какой! Хозяин Эрик расстарался. На горячее семга с гарниром, а из закусок: соленая семга, соленая форель, форель г\к, креветки чищеные и нечищеные, крабы, лобстеры, оленина, мясная нарезка, сыры, колбасы, салаты и прочее и прочее. Лично я до горячего не добралась. Еще был десерт и тортики. Наелись мы и опять пошли гулять, а потом сидели в зальчике у камина, болтали.

На третий день мы должны были проехать 190 км. Часть пути ехали на «Поезде троллей» На самом деле никакой это не поезд, а джип Тойота, замаскированный под паровоз, к которому прицеплено два вагончика, а хозяин его сам на тролля похож. Отправляется этот поезд от нижней смотровой площадки и едет по старой дороге. Кстати, в Норвегии это частая практика: там прокладывают новые более безопасные (но менее живописные) дороги, а старые используют для туристов. Автобус наш поехал по основной дороге, а мы на Поезде троллей, встретились с ним внизу. Эта дорога спускается вниз по ущелью, на ней нет туннелей, бежит по одной стороне, потом пересекает речку по каменному мостику и переходит на другую сторону ущелья. Наш руководитель договорился с хозяином-водителем, и у нас было две остановки для фотографирования в двух особо живописных местах, а обычно поезд идет без остановок. Кстати, некоторые думают, что это такая специальная дорога для пешеходов и велосипедистов, а единственный транспорт на ней – поезд троллей. Так вот – нет. Это была полноценная дорога, по которой до 70 какого-то года ездили автомобили, автобусы, грузовики и прочий транспорт! Просто в голове не укладывается.

Встретили автобус, поехали дальше. По дороге остановились на смотровой площадке у водопада Лотефоссен. Грандиозное зрелище. Фотографии его видели, кажется, все, но они не передают всей грандиозности. Вообще водопады надо снимать на видео, тогда хоть как-то чувствуешь эту стихию. Чуть дальше по шоссе был еще один водопад, сфотографировали и его. Вообще сначала каждый водопад вызывал восторг, потом оказалось, что их такое превеликое множество, что если снимать их все подряд, просто не хватит места на карточке. Потом мы спустились к первому в нашем путешествии фьорду – Эйрдфьорду, погуляли по берегу, полюбовались, и от него к Сурфьорду, а потом на берег Сандсфьорда в отель Ryfylke Fjordhotel (www.ryfylkefjordhotel.no) в Санде. Кому интересно, все упоминаемые мной отели можно также найти на сайте fjord-pass.com. Отель очень понравился как снаружи, так и внутри: приятные нарядные номера в сине-желтой гамме, душевая с теплым полом, телевизор, холодильник, все блага цивилизации. Мебель новая, постельное белье и полотенца безупречны. Есть русскоязычный персонал. Ужин – шведский стол, но обильный, на завтрак выбор был поменьше, но вполне удовлетворительный. Городок Санд приятный: маленькие разноцветные домики на берегу фьорда, все утопает в зелени и цветах, и опять – розы гроздьями! Как во всяком приличном городе есть свой водопад (но я бы назвала его перекатом), музей лосося. Поужинали, погуляли по городу и берегу фьорда, и отправились спать. Назавтра нам предстоял решающий день.

Кстати, о городах. В Норвегии, где всего 4,5 млн. населения, городом считается населенный пункт, в котором имеется почта. В качестве курьеза всегда приводят пример города, в котором три дома, один из них пустой, во втором живет семья, которая обслуживает почту, а в третьем еще одна семья – и все! В более крупных городах есть государственный магазин, где продают крепкие спиртные напитки, а в столице таких магазинов аж целых три! Кстати, о спиртном. Про крепкие напитки не знаю, а пиво в магазинах продается в Осло до 8 вечера, в провинции вообще до 6. В остальное время только в заведениях. Правда, в продовольственных магазинах продаются маленькие бутылочки спиртного по 40 граммов, но цена у них – смотреть страшно!

4 день – самый короткий отрезок, 170 км. Сегодня мы пойдем на Прейкестулен, но сначала туда надо доехать. Автобус, короткая паромная переправа (первая в этом путешествии), еще немного и мы на месте. Это было испытание! Ведь я читала про это, но не думала, что будет так трудно. Думала, просто будем идти и идти в горку. Фигушки! Сначала подъем по крутой лесной дороге, потом перелесочек с небольшим подъемом, далее болотце с деревянным настилом, а дальше началось! То вверх, то вниз, но в основном вверх, частенько приходилось карабкаться по камням, потом опять была почти ровная местность с красивым озерцом, образованная отполированными скальными породами с небольшими островками мха, потом опять в горку, некоторые места довольно опасные. Идешь и думаешь, ну вот, за этим подъемом уже все, а, оказывается, нет, еще не конец. И ведь много народу идет: и с детьми, и с собаками, и беременные встречаются. Мы рано приехали, народу было немного, а когда возвращались, толпа повалила. Кстати, внизу на стоянке впервые встретили земляков – Туртрансвояж прибыл. С погодой повезло: с утра и пока в гору лезли, было сухо, но облачно, а когда оказались на Прейкестулене, тут и солнышко выглянуло. Сколько я видела фотографий этого места, ни одна не передает того, что там на самом деле. Вот если все краски точно передать, обязательно скажут – фотошоп. Ребята, все правда, и вода сине-изумрудная, и голубое небо, и горы и все-все-все. А чувство одно – восторг, и уходить не хочется. А еще хочется лечь на живот, заглянуть в эту глубину и лежать долго-долго.

Идти назад оказалось гораздо тяжелее, особенно по каменным осыпям, сразу коленки заболели и мысочки. Но пришли. Кстати, на обратной дороге солнце опять спряталось, в конце даже дождик стал накрапывать. Я еще почему так легкомысленно к этому подъему отнеслась: в одном путеводителе пишут – на вершину можно совершить конную прогулку (посмотрела бы я на эту лошадь!), в другом – раньше там был магазинчик и продавщица каждый день носила туда рюкзак с товаром, а вечером спускалась (это за какие же деньги надо так над собой издеваться!). Тот, кто туда поднимался, ни за что не поверит в эту ерунду. Мы с мужем, например, эти 4 км прошли за 1:40, говорят, очень хорошее время (более резвые – за 1:30). Но мы-то шли налегке, и то были все мокрые. Многие туристы выглядела так, будто их прямо в одежде водой облили. Но мы сделали это, и я собой горжусь!

Ну все, спустились, дальше паром и Ставангер. Очень симпатичный городок, милый чистенький. Водонапорная башня, собор, разноцветные домики, ресторанчики, узкие улочки почему-то напоминают декорации к американским фильмам о Диком Западе. Это буржуазная часть города, а на другой стороне залива, где раньше были рабочие кварталы, идут улочки из маленьких одноэтажных и двухэтажных белых домиков, и везде цветы-цветы-цветы, в основном – РОЗЫ! Погуляли, поужинали в ресторанчике, дальше паром и гостиница Radisson SAS Haugesund в Хаугезунде. Этот отель показался мне наименее симпатичным. Почему-то напомнил советские гостиницы Интурист. Вроде бы все есть, даже сауна и бассейн, балкон в номере, полы с подогревом, Интернет бесплатный в номере, но чего-то все не то: там розетка выдрана, там еще что-то. Видимо, знавал он лучшие времена. Завтрак, действительно, бедноват. Или мы разбаловались? Все равно ведь побогаче, чем в парижской трешке …

5 день – 220 км. «Пересекая острова, проливы и устья фьордов по атлантической дороге» едем в Берген, по пути заехали в усадьбу Грига. Очень приятное местечко, больше всего запомнилась аллея вязов, которая ведет к дому. В «столице дождей» сильно припекало. Смотровая площадка, рыбный рынок, башня Розенкранца, улочки, домики – погуляли в свое удовольствие. Ночевать поехали на Согнефьорд в отель Brekkestranda Fjordhotel (www. brekkestranda.no). Всю дорогу занимались «любованием» местными красотами.

Brekkestranda Fjordhotel заслуживает отдельного абзаца. Расположен очень живописно: прямо на берегу фьорда, позади поросшая лесом гора, вблизи жилья не видно. В свое время хозяин и еще два инвестора собрались, наняли датских архитекторов и создали вот это чудо. Здесь нет ни одного прямого угла, ни одного одинакового окна, внутри все обито «вагонкой», но нарочито неровно, доски разного размера. Полы в санузле сделаны из природного камня (с подогревом!), на крыше растет трава. С виду – хижина, но внутри все есть. Вечер был волшебный, с красивейшим закатом. На ужин у нас был рыбный крем-суп, затем жареный лосось с гарниром, на десерт – мороженое с ягодами. Вкусно и очень сытно. Блюда подавал сам хозяин, ему помогал официант. Напитки (кроме воды-чая-кофе) за отдельную плату, но особо хочу отметить великолепнейшее красное вино. После ужина гуляли, некоторые купались во фьорде (вернее, окунались), можно было за 30 крон залезть в джакузи с морской водой и с комфортом любоваться живописным пейзажем. Всем так здесь понравилось, что мы уговорили нашего руководителя назавтра выезжать на час позже, чтобы чуть растянуть удовольствие.

6 день – 275 км. Едем в Олесунд, опять что-то пересекаем, переправляемся на паромах (в этот день их было не менее четырех), и без конца фотографируем. И без устали повторяем: «Ну не может вода быть такого цвета!». Кстати, во фьордах много медуз, причем, довольно крупных, преимущественно розоватого цвета. В Олесунде нас сразу везут на смотровую площадку на горе Аксла, откуда открывается знаменитый пейзаж, который можно увидеть в любой книге и любом путеводителе по Норвегии: синие горы в снежных шапках, изумрудная вода, далеко внизу маленькие разноцветные домики, теснящиеся вдоль набережных. Говорят, норвежская Швейцария. Почему все со Швейцарией сравнивают? Здесь ничуть не хуже. Потом гуляли по городу, ужинали. Кстати, чуть было не остались голодными: везде, кроме кебаб-хаусов, места были зарезервированы, еле нашли кафе в переулочке, где нас накормили (олениной с брусничным соусом – 5 баллов). Ночевать поехали на пароме через фьорд в Hotel Hareid в одноименном населенном пункте. Вообще-то по плану предполагалось остановиться в Олесунде, но на данный день отель забронировать не удалось. Наверное, какое-то мероприятие там проходило. Суббота все-таки. Отель ничем не примечателен, но все на уровне, минусов не замечено. Завтрак был очень хороший, обильный. И специально к нашему приезду хозяева командировали из другого отеля двух девочек-болгарок с великолепным знанием русского языка.

7 день – 255 км. Это был один из самых красивых и насыщенных отрезков пути. Сразу – паром, а потом взяли курс на Гейрангер по знаменитому маршруту Дорога троллей (более точный перевод – «лестница троллей») – Дорога орлов. Но сначала сделали крюк и заехали к Стене Троллей. День был солнечный, но у вершин ходили облака, правда, на несколько мгновений они расступились, дав возможность увидеть и сфотографировать знаменитые семь зубчиков на самом верху. Получилось еще одно интересное фото: электронное табло с цифрами + 21, все залито солнечным светом, люди в легкой одежде, а на заднем плане лежит снег. Дальше карабкаемся на перевал по Дороге троллей, такое впечатление, что машины едут по крышам друг друга. Вокруг шумят водопады, а где-то в небе, над самой головой смотровая площадка с крошечными горошинами. Наверху все очень красиво, гуляем, любуемся, и – вниз по Дороге Орлов. Подъехали к смотровой площадки, вид на Гейрангер-фьорд захватывает дух. Сто раз видела эту панораму в буклетах, и все равно – завораживает. Из Гейрангера грузимся на паром и отправляемся в часовой круиз по Гейрангер-фьорду мимо знаменитых водопадов «Семь сестер», «Жених» и других, безымянных, но очень красивых. Облаков практически не было, поэтому горы по обеим сторонам фьорда были видны во всей красе.

Едем дальше на ледник Kjedalsbreen. Дорога удивительной красоты: узенькая «козья тропа» вьется вдоль озера ледникового происхождения. Вода в нем характерного невероятно яркого изумрудно-зеленого цвета, во вливающихся потоках – синяя. Подъезжаем к шлагбауму: дальше начинается частная дорога, надо платить (за автобус – 80 крон). Шлагбаум поднят, рядом с ним стоит ящичек с крышечкой, а крышечка привязана веревочкой. Надо поднять крышечку, взять конвертик, положить в него денежки, оторвать корешок, конвертик опустить в щель, а корешок оставить себе. Вокруг ни души. Классно, да? Особенно умиляет веревочка. Ледник произвел одно из самых сильных впечатлений: стоишь почти на дне ущелья, буквально со всех сторон вниз низвергаются водопады, а впереди – мощный ледник, от которого бьет холодный ветер невероятной силы, просто камера в руках еле держится. Мы подошли к его языку почти вплотную, любовались на синие пласты льда – потрясающее зрелище.

Ночевали в этот день в Stryn Hotel A/S (www.strynhotel.no) на Норд-фьорде. По нашим меркам городок небольшой, а по их – значительный: есть винный магазин! Отель очень хороший: расположен на берегу бурной речки, вокруг горы, из удобств есть все. Ужин, хоть и шведский стол, был очень сытный, с кучей всяких вкусностей и различных десертов. Завтрак тоже ничего, сытный, но не такой разнообразный.

8 день – 250 км. Едем на юг, по пути забираясь все выше и выше. Это была так называемая «снежная дорога», по которой полноценно можно ездить лишь летом. В зависимости от погоды ее пробивают где-то к маю, и машины едут здесь по узкому снежному коридору. Мы там оказались 9 июля, на градуснике опять +8, и снег еще лежал. Он уже отступил от дороги, его пласты начинались от кювета, но и то, что осталось, очень впечатлило: толщина снежного «покрытия» по высоте местами превосходила наш Неоплан. Поверхность очень плотная, без труда выдерживает человека. Вокруг ручьи, речки, озера, образовавшиеся от таяния снега. И опять - ощущение полета в чистом прозрачном воздухе. Вниз спускались по живописному и совершенно жуткому серпантину, про который наш руководитель сказал: «На моей памяти только два водителя сумели пройти его с первого раза» (имелось в виду, с первого раза вписаться на автобусе во все повороты). Наш случай был третьим. Когда спустились вниз, поаплодировали нашему Матцу, а он, в свою очередь, похвалили нас, сказав, что благодарен за то, что никто не вопил от страха и не мешал ему одолеть дорогу. С таким оптимистическим настроем приехали во Флом, откуда нам предстояло отправиться в круиз Флом-Гудванген. Это был уже не паром, а именно круизное судно: полна коробочка людей самых разных национальностей, суета, толкотня. Тут еще и дождь пошел. Говорят, что этот круиз по Согнефьорду, один из самых красивых, но мне больше понравился по Гейрангеру. Может, потому что там не было так многолюдно, никто не загораживал вид спинами и не влезал в кадр, да и вообще, такие пейзажи требуют несколько другого настроя. Но все равно было красиво. Из Гудвангена поднялись на Столхейм, где нам предстояло ночевать в отеле.

Итак, Stalheim Hotel (www.stalheim.com), в музыке это, кажется, называется «мощное крещендо». Восторг! Любимый отель Бисмарка, куда он приезжал на отдых в течение 25 лет. Не так давно отель был переоборудован и полностью отвечает всем представлениям о комфорте. Кто там был, прекрасно его знает – этому отелю принадлежит знаменитая смотровая площадка. Отсюда можно сделать вывод, какой вид открывается из окон номера (причем, любого). Номера комфортные, стандартно оборудованные. Еще в отеле есть большой сувенирный магазин, рыцарский зал, каминный зал, огромная застекленная терраса с видом на смотровую площадку, небольшой разноуровневый садик. Внизу где-то шумит водопад Twindefossen, который не видно ни сверху, ни снизу, только со старой дороги. Мы спускались пешком, чтобы на него полюбоваться. Старая дорога – это та самая, с уклоном в 18%. В тот день она была закрыта для транспорта, но я видела, как по ней ехал велосипедист – зигзагами, потому что по прямой траектории сделать это было ему не под силу. Бродили, любовались до самых сумерек. А какой был ужин! Несколько видов горячего и гарниров к нему, из холодных закусок устрицы, креветки, крабы, 4 или 5 видов соленой и копченой рыбы, рыбные рулеты, рулеты из ветчины, нарезка мясная, сырная, колбасы, несколько видов салатов, овощи и фрукты свежие и консервированные, арбуз, дыня, ягоды. А десерты! Их был целый стол, но сил уже не было. Одних тортов 4 вида. Короче, вечер удался.

9 день – 360 км. В целом этот день был посвящен восхищению творениями, которые создали труженики норвежского народного хозяйства. С утра поехали опять во Флом путешествовать по знаменитой железной дороге. Из Флома до Мюрдаля народу было мало, а наверху в Мюрдале подошел поезд, то ли из Осло, то ли из Бергена, оттуда высыпали туристы всех мастей и заполнили вагончики до отказа. Так что, лучше начинать маршрут снизу и пораньше. Конечно, все очень красиво: пейзажи, потрясающий водопад (с «концертной программой»), озеро, но удивления уже не было. Только в голове не укладывалось, что такую дорогу в скалах построили больше 60 лет назад почти что вручную. Дальше – еще одно чудо инженерной мысли и человеческих рук – тоннель длиной 24, 5 км, единственный, где разрешено разворачиваться автобусам и фурам. Взяли курс на Осло, по пути остановились на берегу очень живописной речки напротив фермы Гальдане, заехали к деревянной Бургудской церкви 11 века. Позади церкви идет старинная дорога, которая более-менее полого поднимается в гору, а затем серпантином спускается вниз. Построена она была в веке 18-м или даже раньше, все делалось вручную, из камня воздвигались опорные стенки, которые и сформировали серпантин. Говорят, в те времена каждую повозку сопровождало до 20 человек, т.к. лошадиной силы не хватало, чтобы втащить ее в гору, а потом удержать при спуске. Эту дорогу мы прошли пешком, и опять любовались видами и восхищались теми, кто это все построил. Внизу ждал автобус, который повез нас в Осло. По дороге сделали еще две остановки в симпатичных местах, и вот мы там, откуда все начиналось – в нашем отеле на краю королевского парка. Погуляли, поужинали, а утром – домой.

А выводы такие: В Норвегию нужно ехать обязательно. Понравилось ВСЕ! Думаю, сказалось и то, что в целом поездка была очень тщательно продумана во всех отношениях. В программе, все шло как бы по нарастающей, каждый день дарил какое-то удивление или сюрприз, причем, каждый день по эмоциям превосходил предыдущий, кроме, наверное, последнего дня, но на то он и последний. Правильно было рассчитано посещение того или иного места. Получалось так, что мы оказывались в наиболее популярных местах либо до того, как туда начнет прибывать основная масса народу, либо уже после (Фоссли, Столхейм). Порадовали отели, почти в каждом была своя изюминка. Хорошие автобусы, классные водители, приятная музыка в пути. Места в автобусах и в отелях расписаны заранее, поэтому споров не было. Группа подобралась неконфликтная, проблем не было, но что меня убивает всегда и везде – шведский стол! Просто ненавижу. В группе, наверное, больше никуда не поеду, но конкретной эта поездка получилась на 5+.

Расходы (на 1 человека):

Путевка\ страховка\ виза - 1606 евро

Потрачено (наличными и по карточке) – 456 евро

Отдельно скажу про Акавит. В ресторане попробовали – гадость, сивуха, потом все раздумывали: покупать его на сувенир или нет. В Duty Free все де купили бутылочку 0,33 с желтой этикеткой (выдержано в дубовой бочке!). Приехали домой, угостили. Оказалось, очень приличный напиток. Спрашивается, что нам наливали в ресторане?




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные лица Норвегии:

News image

Альнэс, Эйвинн

Эйвинн Альнэс (норв. Eyvind Alnæs; 29 апреля 1872, Фредрикстад — 24 декабря 1932, Осло) — норвежский композитор, пианист, органист и...

News image

Синдинг, Кристиан Август

Кристиан Август Синдинг (норв. Christian August Sinding; 11 января 1856, Конгсберг — 3 декабря 1941, Осло) — норвежский композитор. Брат О...

News image

Григ Хагеруп, Нина

Нина Григ, урождённая Хагеруп (норв. Nina Hagerup Grieg; 24 ноября 1845, Берген — 9 декабря 1935, Берген) — датско—норвежская певица, лири...

На заметку:

Зимняя пастораль Севера

Самым образцово-показательным зимним регионом в Норвегии можно смело назвать губернию Финнмарк – Норвежскую Лапландию. Этот ра...

От фьорда к фьорду малой скоростью

Несмотря на то, что более половины территории Норвегии лежит за Полярным кругом, море у ее берегов не замерзает. Это позволяет э...

Деньги в Норвегии

Норвегия не входит в зону евро и сохраняет национальную валюту. Норвежская крона (NОК, при обозначении цен - Kr) равна 100 эре. ...

Для большинства норвежцев Рождество - самый любимый и

Для большинства норвежцев Рождество - самый любимый и почитаемый праздник. Как известно, лютеранская церковь считает Рождество в...

Отели Норвегии:

Scarsnuten 4*

News image

Месторасположение: Комплекс новых апартаментов высокого стандарта, расположенный на в...

Holmenkollen Park 4*

News image

Описание отеля Holmenkollen Park 4* Адрес: Holmenkollen Park Hotel Rica, Kongeveie...

Savalen Fjellhotell & SPA 4*

News image

Месторасположение: Savalen Fjellhotell & Spa - 45 лет традиций и дружественного с...

Погода

Рассказы туристов:

Солнечная Норвегия - страна самой сладкой клубники!

News image

июль 2006 Когда собиралась в путешествие, всем друзьям говорила, что еду отдыхать на солнечные пляжи Норвегии, а сама думала,...

Путешествие на кемпере по Финляндии, Норвегии, Швеции

News image

август 2005 Отчет о путешествии на кемпере (Фиат-Дукато 1998 г.в.) по Финляндии-Норвегии-Швеции. Август 2005 года

Популярные отели:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Прогулки по стране:

Week-end в Осло или, как успеть увидеть больше

News image

Столица Норвегии – Осло, наверное, не нуждается в том, чтобы убеждать кого-либо, что туда стоит непременно съездить. Расположенн...

Скандинавия с DSBW тур

News image

лето 2003 С чистым сердцем могу рекомендовать автобусно-паромную поездку по Скандинавии для тех, кого не сильно утомляют длит...