Сама не понимаю, как, изъездив почти всю Европу, мы до сих пор не посетили Норвегию

Норвегия - Путешествуя по Норвегии

  сама не понимаю, как, изъездив почти всю европу, мы до сих пор не посетили норвегию

Сама не понимаю, как, изъездив почти всю Европу, мы до сих пор не посетили Норвегию. Возможно, пугал пресловутый суровый климат, возможно – что смотреть там, кроме природных красот, особо не на что, в общем, мысль о поездке туда зрела очень долго.

Но собрались мы туда молниеносно – по телефону забронировали призовые билеты «Аэрофлота», на букинг ком – отель в Осло на недельку – вот и все наши сборы. Шенгенская многократная виза была получена нами в марте (подробности здесь http://nat-ka.livejournal.com/157182.html#cutid1), страховка у нас рабочая (по всему миру), посему для взятия очередной страны препятствий не было. Кроме «Аэрофлота».

Летаем мы им не так чтобы много, но как-то на бонусном счете мили накопились (вероятно, 85-летие компании, когда всем на счета щедро метнули энное количество баллов, тоже сыграло свою роль), и вот звоню я в кассы и узнаю, что билеты-то нифига не бесплатные, а вовсе за деньги – взимаются сборы, примерно 120 долл. с каждого билета. Ну ладно, я темная, не знала, что надо оплачивать сборы, но почему, чтобы получить «призовой» билет, мне нужно

1. забронировать билет по инету или телефону,

2. ждать 1-2 месяца, чтобы списали призовые мили (почитайте форум на сайте аэрофлотбонуса – это просто стена плача какая-то),

3. ехать в офис, чтобы выкупить свои билеты.

Почему нельзя тупо забронировать билеты по инету и тут же их себе распечатать???

Это при том, что «Аэрофлот» регулярно рапортует, что е-тикетами пользуется со страшной силой.

О том же, как я выкупала свои забронированные пару месяцев назад билеты в течение трех дней, нужно слагать саги. Вот, к примеру, впечатления от первого посещения касс из моего жж: «Поехала сегодня в кассы Аэрофлота, что на Кузнецком мосту. В полном шоке от того, что они называют сервисом . Но все по порядку.

Во-первых, с удивлением увидела очередь на улице, перед входной дверью - все за билетами. Через несколько минут из дверей выглянул охранник, который сообщил, что касса принимает наличные только до 19.30 (на часах было 19-00), хотя режим работы офиса-до 20-00, он же пускал в помещение по 2-3 человека, командным тоном указывал на аппарат, чтобы получить талон электронной очереди, нажимал на кнопку этого автомата, и указывал, кому куда садиться на диваны вдоль стен. Села, жду.

Прямо передо мной мужчина приехал за билетами, которые забронировал по инету, введя в форму заказа на сайте и номер карты Аэрофлот-бонус , и ФИО, и данные загранпаспорта, с собой паспорта не привез. Кассир ему сообщает, что для выписки билетов нужен загранпаспорт, иначе она не может его выписать. Мужчина объясняет, что паспорта сданы на визу, и что у него есть данные всех паспортов, да и в конце концов, он же ввел все данные в форму, его же проблемы, если эти данные не совпадут при посадке на самолет, так ведь?

Служащая его не слушает и твердит, что без загранпаспортов она ему ничего не выпишет, он начинает нервничать и говорит, что сам не из Москвы, а из Подмосковья, что ему проблематично приехать второй раз в Москву, и что какая разница, есть паспорт или нет. Дама решительно отказывает в выписке билетов. В разговор включается охранник, который кричит через все помещение А если бы вы пришли в железнодорожные кассы, с вами бы даже не стали разговаривать, а вы тут всех задерживаете!

Мужчина срывается с места и бросает в сердцах кассиру: Значит, придется отменить бронь . На что служащая, сидящая рядом (кажется, она обслуживала вип-клиентов, т. к. параллельно общалась с клиентом по-английски), заявляет громко и опять же на все помещение: А не нравится-летайте другими компаниями, мы без вас проживем!

И тут я с ужасом понимаю, что у меня тоже нет с собой ни загранпаспорта, ни карты афл-бонус, потому что у нас бонусные билеты, и я бронировала их по телефону, и мне никто не сообщил, что их нужно принести. В общем, меня это все так подкосило и я тихонько оттуда уползла.... *хотя это и не в моем характере, наверное, акклиматизация после отпуска, сил не было ругаться там*

Кстати, про жд билеты - я много лет покупала жд билеты своим родителям, паспортов которых на руках у меня не было - только ксерокопия или выписанные на листочек имена и номера. Пару раз кассирши начинали бубнить, что нужны паспорта, но я поднималась к старшему кассиру (дело было в центральных кассах), и она неизменно давала добро на продажу.

А теперь мой вопрос руководству Аэрофлота: при брони я (как и пострадавший мужчина) сообщила кассирше и номера карт, и данные паспортов, более того в их базе эти данные имеются, все данные держателей карт. Зачем им загранпаспорт??? Эти данные никуда в билеты уже давно не вписываются. Покупаю по инету билеты той же Люфтганзы, я давно уже не ввожу данные для покупки. Считают ли они, что подобный сервис-это норма?»

Ответ Аэрофлота не заставил себя ждать:

«Здравствуйте, от имени Аэрофлота мы приносим извинения за полученные разочарования.

Офисы продаж Аэрофлота работают до 20.00, однако, касса, которая работает с наличными деньгами, закрывается в 19.30 для произведения необходимых операций для сдачи выручки. В 20.00 к офису продаж подъезжает инкассация, и согласно банковским инструкциям выручка к этому момента должна быть подсчитана, отчеты о продаже закрыты. С подобными вынужденными неудобствами сталкиваются не только наши кассы, но и любые учреждения, работающие с наличными денежными средствами. Поэтому в этой ситуации мы можем только просить Вас о понимании.

Относительно необходимости предоставления оригиналов документов сообщаем Вам следующее. Во исполнение Федерального закона №20, регламентирующего порядок предоставления персональных данных пассажиров в правоохранительные органы, в авиакомпании были приняты ряд инструкций, в том числе и по обязательному предоставлению оригиналов паспортов, т. к. при продаже авиабилета перевозчик несет ответственность за предоставление корректных персональных данных в правоохранительные органы. Если же пассажир пользуется интернет-продажей, ответственность за правильность внесения лежит на самом пассажире.

Внесение этих данных по телефону либо при создании отложенного бронирования на сайте делается для ускорения обслуживания пассажиров в кассах, потому что в этом случае кассир лишь сверяет данные, а не вносит их заново.

Охранник по необходимости может ограничивать вход посетителей в офис продаж, т. к., как Вы знаете, площадь офиса небольшая, а скопление посетителей в офисе отвлекает кассиров от выполняемой работы, и ошибки, которые могут быть допущены (такие, как даты, рейсы, написание ФИО), могут причинить дополнительные неудобства. Информация о некорректном поведении сотрудников офиса была доведена до сведения ответственного руководителя».

Дальше было еще смешнее: приехав за билетами на следующий день, на этот раз в 18.30, мы тщетно пытались попасть в офис, т. к. тот же самый охранник внутрь никого не пускал уже с 19 ч, закрыв за последним попавшим внутрь тяжелую металлическую дверь. В 20.00 он же высунулся наружу и сообщил, что «касса закрыта, всем расходиться».

Очередь, разумеется, стала возмущаться, мол, стоим тут столько времени, могли сказать, чтобы не стояли. На что доблестный воин ответил, что «если бы вы взяли билет электронной очереди до 20.00, вас бы обслужили». В ответ на вопрос из толпы, а как мы могли попасть в помещение, когда вы же туда не пускаете, надо было запускать людей, охранник соизволил ответить: «Мечтать не вредно». Тут пара человек из впереди стоявших, да и мы с мужем, все-таки настояли на том, чтобы войти внутрь и написать жалобу. Вы думаете, нам на нее ответили?:) Наивные!

На следующее утро мы снова были у злополучных касс на Кузнецком мосту. Охранник, уже другой, бодро раздавал билеты электронной очереди (запомните этот факт!), видимо, не доверяя никому нажимать на кнопки их бесценного аппарата. Задав нам вопрос: «Вы бонус или эконом, или бизнес?», он получил в ответ «Нам нужно выкупить бонусные билеты» и выдал нам талончик соответствующей очереди.

Но что-то меня насторожило, и я, пробившись-таки к автомату, взяла талончик еще и очереди для покупки обычных билетов. Я сто раз была права! Потому что когда довольно быстро подошла наша очередь к соответствующему столу, милая девушка сообщила нам, что у нее «только вопросы про аэрофлотбонус и начисление баллов, билеты продают в обычной кассе». А если бы я не взяла второй талончик, пришлось бы снова становиться в очередь…

Мне еще очень удивительно – почему люди, выбравшие свой рейс и забронировавшие билет по инету/телефону, а, следовательно, отнимающие у кассира на порядок меньше времени, чем те, кто сам не знает, когда и куда он хочет лететь, должны стоять в общей очереди с теми самыми, которые «не подготовлены к встрече со звездой». В данном случае – с кассиром «Аэрофлота» В общем, через пару часов свои билеты мы все-таки получили, но какой ценой……

***

Еще парочку практических моментов. Возможно, прочитав про все эти перипетии, мы передумаете лететь «Аэрофлотом» (на жутко трясущейся Ту-154, кстати), и решите забронировать тот же SAS, тогда советую завести вам либо карту самой авиакомпании, либо – что еще лучше – карточку пула Star Alliance, куда входит и Lufthansa – условия там не в пример лучше, чем у отечественного перевозчика. А если вы еще и владелец карточки «IKEA-family», то на перелеты из Москвы и Санкт-Петербурга вам полагается скидка 15% по ряду направлений. Подробности здесь http://www.flysas.com/ru/ru/Promotions-and-Prices/IKEA-FAMILY/?wt.ac=IKEAFamily

Что касается погоды и что одевать, когда едете в Норвегию, расскажу шутку, которую перед поездкой рассказали мне самой: мол, если не нравится норвежская погода, подождите 15 минут. Так и оказалось – в течение часа мог налететь ветер и покрапывать дождик, потом прояснялось и становилось жарко (немедленно снимались куртка, еще куртка, и свитер), а через некоторое время небо снова затягивало тучами и становилось зябко. Соответственно и одевайтесь, чтобы быть готовыми к любой погоде.

День 1 – 11 июня 2008 года. Москва - Осло

Днем ранее нашего вылета, как известно, пустили экспресс Москва-Шереметьево от Савеловского вокзала. Надежды на то, что наконец-то все станет гламурно, были грубо оборваны еще на Савеловском вокзале: выходишь из метро - и не понимаешь - куды бечь, ну хоть бы в метро указатель повесили! Фигу. Раздвигая плечом бабулек, ставших напротив метро и развернувших торговлю, прошли к зданию вокзала с левой стороны (где ранее продавали билеты на экспресс до ст. Лобня, откуда шли автобусы до обоих Шереметьево .

Стоит толпа, которая мечется от кассы к кассе, не понимая, где брать билеты на Лобню, где - на Шереметьево. Где-то на окошке кассы висит бумажка аж А4, где написано расписание движения поездов до 16.06, большое расписание, которое висит на стене у выхода на перрон, частично заклеено бумажками. Удивительно, но расписания экспресса на сайте аэропорта я не обнаружила, зато за время нашего пребывания в отпуске шереметьевцы не поленились сбацать целый сайт для расписания

http://www.aero-express.ru/schedule.html

Билет стоит 250 руб., причем требуют строго без сдачи. Широко анонсированного по центральному тв wi-fi нет и в помине - проверяли в течение всего времени движения поезда. Без 10 минут отправление открывают двери вокзала, что ведут на перрон, и растерянная толпа мечется между двумя только подошедшими серыми поездами - который же тот, заветный, до Шереметьево, если в новостях показывали красный? На табло при этом – ноль информации.

Терминал в Шереметьево-2 отгрохали внушительный, с запасом, фото и небольшой репортаж с открытия можно увидеть здесь http://fishki.net/comment.php?id=36646

Под навесиком вдоль стройки перебежали в аэропорт. На удивление быстро прошли регистрацию и паспортный контроль. Пугающей толпе корейцев оказалось с нами по пути, и в итоге мы вылетели с опозданием на час. Стюардессы по дороге и туда, и обратно были приветливы, но какие-то пенсионного возраста и с легким налетом совка – даже не могу сказать, в чем конкретно это выражалось, но почувствовали это не только мы с мужем, но и некоторые пассажиры, затем оказавшиеся с нами в одной очереди на паспортном контроле в Осло. Не то чтобы я против женщин в возрасте в роли стюардессы, но ярко-морковная помада и голубые тени стюардессы на обратном пути добили меня окончательно.

К тому же, свои обязанности они выполняли довольно вольно: у моей соседки всю дорогу были не пристегнуты ремни и закрыта шторка иллюминатора, а сидящие впереди очень нетрезвые дамы развлекались в полете съемкой со вспышкой. Как часто летающий пассажир, чрезвычайно ценящий свое здоровье, и требующий неукоснительного соблюдения всех правил в полете, я не могла оставить сие без внимания:) А как вам лететь на ТУ-154? Тряска при взлете, тряска в полете, и очень сильная тряска при посадке - вот удел тех, кто опрометчиво полетит в Осло с Аэрофлотом .

Забегая вперед, расскажу, что по прилете обратно мы опрометчиво обрадовались, не увидев в зале встречающих привычной толпы бомбил-таксистов и гнусно фыркнули в ответ на предложение такси, недорого . Попутно высказали замечание, что пассажирам, прибывшим в аэропорт в первый раз, неочевидно, откуда поезд-экспресс все-таки отправляется. Не все поймут, что для этого нужно подняться на второй этаж - хоть бы указатели повесили что ли...

На втором этаже и коридорчике до терминала, откуда отправляются поезда, насторожило полное безлюдье. Ага, вот и расписание. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что поезд только что ушел - в 13.20, а следующий только в 15.50! А можно было повесить расписание прямо в здании аэропорта, чтобы мы сюда не тащились?? В общем, неясно, как при таком расписании они намереваются догнать и перегнать Домодедово ?

По прилете в Осло мы довольно быстро прошли паспортный контроль, по указателям Train вышли к поездам, где приобрели билеты в автомате. Добраться до Осло из аэропорта можно двумя путями:

1. на экспресс Flytoget, который стоит 160 крон на одного - для этих поездов имеется спецкасса. Поезд идет 25 минут;

2. на обычном поезде, который движется от 26 до 40 минут и стоит 86 крон на одного (1 крона=5 рублей).

Оба поезда приходят на центральный железнодорожный вокзал Осло. Есть еще пара автобусов, про них я напишу, когда буду описывать Осло. А сейчас скажу пару слов о нашем отеле.

Clarion Collection Hotel Bastion Oslo, 4*

Сайты отеля

http://www.choicehotels.no/hotels/hotel?hotel=NO096 и http://www.hotelbastion.no/

Отзывы на трипэдвайзоре

http://www.tripadvisor.com/Hotel_Review-g190479-d574418-Reviews-Bastion_Hotel-Oslo.html

Бронировали на букинг ком, цена меняется в зависимости от дней недели и дат, но в среднем получилось 165 евро в сутки с завтраком за номер.

Просторный номер с маленькой ванной и душем (см. фото). Нам достался № 502, с окнами на улицу, но было нешумно. Есть запасные подушки для желающих. Очень удобные кровати. В номере имеются тв, мини-бар, чайник, кладут ежедневно заварку, сахар, молоко, кофе. Сейф на ресепшен, бесплатно.

Бесплатный же инет, для чего на ресепшен нужно каждый день получать карточку, действующую 8 часов. В стенном шкафу прячутся утюг, гладильная доска и пресс для брюк. В ванной - настенные емкости с гелем для душа и мылом, в номер кладут блокнот и ручку. Среди буклетов над письменным столом обнаружили клиентскую карту сети отелей, которую предъявили при выезде, и нам туда начислили баллы на проживание (эти же буклеты с карточками есть на ресепшен, слева).

Минусы:

1. небольшая ванная, маловато места для баночек-склянок и полки для них не предусмотрены.

2. маловат стенной шкаф, в него, конечно, спокойно влез наш дорожный саквояж, но как туда становится большой чемодан - представляю с трудом.

Главный плюс отеля - питание. Для заехавших поздно полагается спецкоробка с двумя сэндвичами, кистью винограда, клубникой и парой конфет. Для выезжающих рано завтрак сервируют с 5 утра, там то же, что и на завтраке с 7 утра, но без горячего. Завтрак в будни 7-10, выходные 8-11. В обед (15-18) в зале для завтраков ставят вафельницу, клубничный джем, взбитые сливки, сметану и жидкое тесто, и вы можете порадовать себя свежеиспеченными вафлями.

А вечером с 18 до 21 накрывают легкий ужин, который включает в себя то же, что и на завтраке, плюс пару салатов и горячих блюд. Круглосуточно у зала для завтраков - бойлеры с горячей водой, заварки, работают автоматы с кофе, шоколадом, молоком, соками, напротив ресепшен стоит ваза с фруктами. Все это входит в стоимость номера. Продукты стараются разнообразить, даже нарезанные фрукты.

Примерный перечень того, что было на завтраке следующий. Салат, нарезка помидоров, огурцов, сладкого перца, соленья, в т. ч. маринованные огурцы (сладкие!), сладкая, но не противная селедка, какие-то соусы, Яйца вареные и печеные, в судке для горячего - бекон, яичница, фасоль в подливке, печеный картофель, сосиски (тут тоже чередовали, из постоянных продуктов бекон и яичница). Паштет домашний, сыры, ветчина (3-4 сорта), салями, пара салатов (картофельный и какой-то творожный, иногда с капустой), все продукты экологически чистые (стоят спецтаблички).

Много сортов хлеба, а вот выпечки 1-2 вида и ее немного. В нарезке киви, апельсины, грейпфруты, арбузы, ананасы, виноград. Соки яблочный и апельсиновый, молоко - круглосуточно в автоматах. Хлопья, мюсли, семечки очищенные, вода в кувшинах с клубникой, киви, арбузами. Вечером ставили еще пару больших мисок с овощными салатами, плюс горячих пару блюд (плов из морепродуктов, креветки, форель, макароны с подливкой, курица печеная).

Заметили, что здесь принято уносить за собой посуду и ставить ее на столик у служебного входа. Если не уберете, никто, конечно, вас не убьет, но если уберете, будете вознаграждены улыбкой и спасибом от девушки, которая это убирает.

На фото - ранний завтрак в 5 утра, перед нашим вылетом.

Фото отеля http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?pid=22918#p22918

Чтобы вас немножко помучить, скажу лишь, что Осло очень приятный город. И что я очень давно не получала такого удовольствия от посещения музеев, как от пяти музеев полуострова Бюгдой норвежской столицы. Но об этом - в свое время...

«Сюда надо приехать, чтобы своими глазами увидеть мунковский фирменный знак — волнистые линии береговых обводов, параллельные, насколько параллельны могут быть кривые. Во всех двух тысячах картин и пяти тысячах рисунков у Мунка нет ни одной прямой линии. Сюда надо приехать, чтобы почувствовать, в какой великолепной пропорции смешиваются в твоем сознании и фантазии лекала мунковских картин, норвежских фьордов, викинговских кораблей в здешнем музее». Петр Вайль «Гений места»

День 2 – 12 июня 2008 года. Осло

Запрятанная в глубине Осло-фьорда, замаскированная лесами, изрытая тоннелями, норвежская столица просто так в руки не дается: один неверный поворот — и ищи ее. Море есть, лес есть, вроде дома стоят — а город где? Вот он на карте — расплывается огромной кляксой по побережью, но попробуйте разглядеть Осло с борта прогулочного корабля или с высоты Хольменколленского трамплина — лес да море, а города, не вглядевшись, и не заметишь: из почти 500 квадратных километров площади застроен только каждый четвертый.

Афиша

Зачем ехать

Чтобы своими глазами увидеть знаменитые «Фрам», «Кон-Тики» и «Ра», подняться на вершину трамплина Холменколлен, совершить мини-круиз по Осло-фьорду и прогуляться самому по тем улочкам, где бродили Мунк, Ибсен и Гамсун. Чтобы поесть сладчайшей норвежской клубники, и полакомиться морошкой и норвежской семгой. Чтобы весь отпуск дышать свежайшим морским воздухом, наконец…

«Любой приморский город лучше всего выглядит с воды. За этим ракурсом — столетия придирчивого взгляда правителей, возвращающихся домой: что что, а фасад должен быть в порядке. Впрочем, и вода лучше всего выглядит со сбегающих к гавани улиц; здесь та степень приручения природы, которая радует древней целесообразностью: первый человеческий транспорт — водный, первое оседлое занятие — рыбная ловля, первая профессия — моряк.

В Осло встреча города с морем сохранила естественность старины. Это столица простоватая, с неким деревенским налетом (и правильно, что сюда ходит паром, пусть десятипалубный), начисто лишенная важности и помпезности, оттого — обаятельная. Осло мягко вписан в плавные — мунковские! — обводы Осло фьорда и без воды не существует».

Петр Вайль «Гений места»

Рейтинг: 5 из 5

Как добраться из аэропорта в город

1. на экспрессе Flytoget, мимо которого вы не проскочите – указателей множество, висят также рекламные плакаты с призывом ехать именно им. Время в пути – 20 минут, интервал движения – 10-20 минут, стоимость проезда – 160 крон (примерно 800 рублей). Для них даже поздно ночью в аэропорту открыты спецкассы, в то время как на обычный поезд билеты при условии позднего прилета можно купить только в автомате (можно оплатить картой). http://www.flytoget.no

2. на обычном поезде за 86 крон, интервал движения, как правило, раз в час-полчаса – в зависимости от времени суток, время в пути – от 28 до 46 минут. Билет можно купить в обычной билетной кассе, если они закрыты, то в киоске Narvesen или в автомате. http://www.nsb.no/

Оба поезда идут до Центрального вокзала.

Кроме поездов, имеются автобусы:

1. SAS Flybussen http://www.flybussen.no - идут до гостиницы Radisson SAS Scandinavia, что возле Центрального вокзала, время в пути 45 минут.

2. Nor-Way Flybussekspressen http://www.flybussekspressen.no/– идут от аэропорта до пригородов Осло

Поездка из аэропорта до центра города на такси будет стоить около NOK 600.

История

История Осло, как легко догадаться, начинается с викингов – уже в VII в. здесь существовало норманнское поселение. Викинги занимались торговлей и строили здесь, в удобной бухте, свои корабли. Осло быстро становится стратегическим центром, вокруг которого раскручиваются пути боевых походов, приводящие в ужас Европу и достигающие Африки, Северной Америки и Уральских гор. Письменных источников от викингов, кроме рунических камней, не осталось, поэтому историкам долгие века приходилось верить исландским сагам – они сохранились только благодаря заброшенности Исландии от остальной Европы.

Согласно сагам, в пятнадцать лет викинг Харальд Суровый (1015-1066), после гибели Олафа Святого (1030), схлестнувшегося с непокорными норвежцами, попадает в Киев. Там он некоторое время служит наемником при дворе Ярослава Мудрого, затем – 10 лет в Константинополе, при дворе императора Микаэла Каталактуса и царицы Зои Богатой. Он сражается с сарацинами в Азии и Африке, поклоняется гробу Господню в Иерусалиме, с небольшой дружиной побеждает в сражениях на Сицилии, на Аппенинском полуострове и в Болгарии. Древние саги рассказывают о том, как царица Зоя приказывает бросить Харальда на съедение льву в темницу, но богатырь, задушив льва, бежит из Константинополя.

В 1043 году Харальд снова попадает в стольный град Киев - по дороге в Норвегию, где он хочет заявить свои права на трон – и женится на дочери Ярослава Мудрого. Мы никогда не узнаем, была ли то любовь с первого взгляда или желание заручиться поддержкой крепкого союзника…

К слову сказать, Елизавета Ярославна была наполовину шведкой, дочерью шведской принцессы Ингегерд, которую чуть не выдали за норвежского короля Олафа (ставшего вскоре Олафом Святым – этому тоже посвящена сага), поэтому брак княжны не стал чем-то из ряда вон, и лишь укрепил связи между Киевской Русью и викингским государством. Да и, как мы все знаем, родная сестра Елизаветы стала королевой Франции, а всего князь Ярослав отдал в чужие земли четверых дочерей и пятерых сыновей женил на иноземных принцессах.

Интересная статья о Елизавете Ярославне, королеве Норвегии -

http://www.nord.kazan.bz/base/view/document/1083241695

Уже в 1047 г. Харальд становится королем Норвегии, и спустя год основывает в устье реки Лу крепость, получившую в 1050 г. имя Осло. Нет единого мнения, откуда происходит название города – одни историки считают, что это означает «устье реки Лу», другие придерживаются более романтичной версии, что король нарек свою столицу в честь жены, чье имя на древнеславянском звучит как Ослава, третьи утверждают, что на древней речи викингов «Осло» означает «поляну асов» (древнескандинавских богов). Харальд сложил буйну голову в 1066 г. в битве при Стэмфордском мосту, пытаясь присоединить к своим владениям еще и кусок Англии, всего за несколько дней до вторжения в Англию Вильгельма Заоевателя...

Ах, как красиво все складывалось до 1950 г., когда норвежцы торжественно праздновали 900-летие Осло! И надо же было железнодорожникам прокладывать новую ветку близ порта, да еще обнаружить там какие-то руины! Вмешались археологи, и вскоре стало ясно, что столица-то несколько старше, чем предполагалось – при раскопках обнаружились остатки поселения, существовавшего еще в X веке, основателем которого был, судя по всему, сам Харальд Синезубый (Harald Blåtand), крестивший в 965 г. Данию, и присоединивший к своей державе Норвегию.

Ну да ладно, имя-то Осло и взаправду получил от Харальда Сурового, посему и 1050 г. вполне может считаться датой обретения городом своего имени. При Харальде в Осло была построена небольшая крепость и церковь девы Марии (Mariakirken), сгоревшая, правда 1523 г. Сын Харальда, Олаф III Тихий (1067-1093), дело отца продолжил, возведя в Осло еще несколько церквей и образовав здесь епископство. Одна из церквей, при нем построенных, частично сохранилась до нашего времени – это Гамле-Акер (Gamle Aker kirke), самая старая каменная церковь Скандинавии (она несколько раз горела, а также разграблялась и рьяно реставрировалась).

Потомки Харальда Сурового и Олафа Тихого почти 200 лет дрались за норвежский трон, и столицей Норвегии в это время оставался Тронхейм, а с 1217 г. ею стал Берген. В 1299 г. Хокон V Магнуссон (1299-1319) переносит столицу в Осло и закладывает на скалистом холме над гаванью крепость Акерсхус. Осло расцвел и стал третьим по величине городом страны, после Бергена и Тронхейма. Этот король стал последним королем независимой Норвегии, которая последующие 600 лет переходила от Швеции к Дании и снова – к Швеции. Дело было так: и на шведском, и на норвежском престоле к тому времени было настолько плохо с наследниками, что королем обоих государств стал трехлетний племянник каждого их королей - Магнус Эриксcон (сестра норвежского короля Хокона вышла замуж за брата шведского короля).

Спустя 400 с лишним лет шведы снова озаботятся поисками короля, и снова король будет уже занят: «Из Стокгольма прибыло в Петербург целое посольство - шведы просили у царицы уступить им племянника, который Карлу XII приходился внуком. Елизавета потому и не хотела его отдавать. Она отвечала послам, что Петр нужен ее престолу как внук Петра I, а если вам, шведам, короля нигде более не сыскать, так я вам уступлю другого голштинца. И указала на дядю своего племянника - епископа Адольфа Любекского, который проворно скинул мантию и, уплыв в Швецию, женился на родной сестре прусского короля Фридриха II... Такова забавная подоплека появления голштинца Петра III в России…» В. Пикуль «Фаворит»

Под властью шведов Осло все же растет и крепнет – но все дело портит трагически известная эпидемия бубонной чумы 1349 г., опустошившей пол-Европы. В Норвегии от нее погибает две трети населения, в том числе почти вся знать и духовное сословие (из всех епископов эпидемию пережил лишь епископ Осло). Муза истории Клио насмешлива: в 1380 г. Норвегия снова остается без короля, и корону наследует на этот раз малолетний король Дании Олаф IV, который умирает в 17 лет, не оставив потомства.

В итоге Дания, а вместе с ней и Норвегия, сотрясаются от междоусобиц, делятся на полуавтономные герцогства, завоеванные земли требуют независимости... А на Балтике тем временем возник и окреп Ганзейский союз… Датские рыцари влезали во всякие сомнительные заварушки, вроде Ледового побоища, принимали участие в шведских военных походах на Псков и Изборск. Безобразия прекратила твердой рукой тогдашняя датская маргарет тэтчер – королева Магрете I (1375-1412), которая вопреки всем законам о престолонаследии объявляет себя королевой. При ней Дания и Норвегия были призваны к порядку, а сама королева посягнула еще и на шведскую корону.

Тогдашний король Швеции, Альбрехт Мекленбургский, чьи войска Магрете все-таки разобьет и чей трон захватит, не удержался от публичных оскорблений, назвав королеву «королем без штанов», и послав ей в подарок точильный камень, намекая, что место женщины – на кухне. Милый штрих – точильный камень королева сохранила, и он долгие годы находился на ее гробнице сначала в Соре, а затем и в Роскилле.

Его, а также стяг королевы и ее парчовое коронационное платье шведы увезли из собора Роскилле во время датско-шведской войны XVII в. и с тех пор гордо демонстрируют их в соборе Упсалы. Кроме мелких пакостей, король Альбрехт нанял также некое полупиратское братство для нападения на берега Дании и Норвегии, которое опустошало прибрежные города на протяжении 20 лет.

Королева Магрете не только объединяет три страны (Данию, Швецию, Норвегию), но и убеждает первый в истории Совет северных стран принять ее проект унии трех корон. Королем унии в 1397 г. становится внучатый племянник королевы, Эрик VII Померанский, который переносит столицу в Копенгаген. «Разоренная сначала купцами Ганзейской лиги, а потом Черной смертью и войнами Эрика Померанского, Норвегия будет самым захудалым из владений тройственных королей. Настолько захудалым, что когда необузданного Эрика сместили со шведского и датского престолов и предложили ему править одной Норвегией, тот заявил, что лучше уж присоединится к пиратам на балтийском острове Готланд (так Эрик, кстати, и поступил)». (с) Афиша

17 июня 1523 г. шведский король Густав Ваза захватывает Стокгольм и Швеция окончательно отделяется от унии. А вот Норвегия остаются в ней аж до Венского конгресса (1814). Во время Реформации норвежцы были силой обращены в лютеранство, монастырские земли и имущество отошли датской короне, а сопротивлявшиеся казнены или посажены за решетку, но главное – Норвегия перестала быть государством и стала датской провинцией. Преподавание и документооборот велись только на датском языке, и сейчас современный норвежский язык ближе к датскому, чем к старонорвежскому, который сохранился лишь благодаря крестьянам из заброшенных деревень.

Из датских государей обласкал своим вниманием Осло лишь Кристиан IV, реформатор того же уровня, что и наш Петр I, король-строитель, король-воин, которому Дания и Копенгаген обязаны очень многим. Кристиан питал слабость к увековечиванию себя и называл своим именем города, к которым приложил руку (в Копенгагене целый квартал до сих пор носит королевское имя – Кристиания). К Осло и Норвегии король питал приязнь, часто приезжал сюда поохотиться и порыбачить, а когда в 1624 г. город в очередной раз сгорел дотла, король приказывает заложить на новом месте, у подножия крепости Акерсхус, новый город, который нарекает Кристианией (это имя город будет носить до 1924 г.).

Король собственноручно спроектировал новый город (в районе Квадратурен улицы сохранили старинный рисунок и пересекаются под прямым углом), указывал, чтобы дома были каменными, и выделил средства для постройки новой Ратуши (которая ныне называется старой). Перед ней сейчас стоит памятник в виде огромной перчатки, которую, по легенде, бросил король Кристиан, указывая место для постройки новой столицы.

Во время Северной войны (1716) шведский король Карл XII полтора месяца безуспешно осаждает крепость Акерсхус, а по окончании осады начинается долгий период мира, в течение которого город заново отстраивается и богатеет. Во время наполеоновских войн Норвегия пытается держать нейтралитет, однако в 1807 г. английский флот под командованием самого Нельсона разносит Копенгаген по камешку, и норвежцы принимают сторону Франции. Швеция же воевала против Франции, и после войны получила в награду не только основателя новой королевской династии, наполеоновского маршала Бернадота, но и Норвегию в управление - по Кильскому договору (1814) - в виде компенсации за потерю Финляндии.

Норвежцы протестовали, подняв 17 мая 1814 г. восстание, и утвердив свою конституцию, но маршал Бернадот (король Карл XIV Юхан) не сплоховал, двинув на Кристианию войска, задавив гидру революции в зародыше. Правда, больше норвежцев он не притеснял, а наоборот – заложил в Кристиании королевский дворец, и не препятствовал выборам в первый норвежский парламент (стортинг). После смерти монарха центральную улицу Осло назвали в его честь.

В середине XIX в. в Норвегии стала развиваться промышленность, в 1854 г. была проложена первая железная дорога, соединившая Осло с Эйдсволом, а в столице как грибы стали расти особняки и виллы. Именно в это время пышным цветом расцветает норвежское национальное самосознание: в Осло творили Мунк, Григ, Ибсен, Вигеланн… К 1905 г. норвежцы дозрели до референдума за независимость и стортинг избирает королем датского принца Карла, который взошел на трон под именем Хокона VII. В 1924 г. Кристиании возвращают древнее имя – Осло.

В Первой мировой Норвегия снова занимает нейтралитет, и собирается держать его и во Второй мировой, но 9 апреля 1940 года десант гитлеровских войск высаживается в Дании и Норвегии, и всю войну в стране действует марионеточное правительство, с которым боролось движение Сопротивления, поддерживаемое англичанами. В 1944 г. в страну входят советские войска, а 7 июня 1945 г., ровно через 5 лет после изгнания, в Осло возвращается король Хокон.

«Поначалу казалось, что Норвегия — хоть и член НАТО и один из основателей ООН, первым генсеком которой стал норвежец Трюгве Ли, — но все же остается мировым захолустьем. Самыми яркими событиями в послевоенной истории Осло могли бы остаться открытие новой ратуши к 900-летию города и невиданный наплыв гостей на зимнюю Олимпиаду-1952... Но в 1969 году в Северном море обнаружились залежи нефти и газа, и Норвегия разбогатела так, как не могла и мечтать последнюю тысячу лет.

У столичных властей появились деньги на ремонт дорог, реставрацию старинных особняков, дорогущие туннели и сверкающие высотки, новый вокзал и аэропорт, прием гостей еще одной зимней Олимпиады и вообще на много всего хорошего. Осчастливленные новыми богатствами норвежцы уже дважды проголосовали против вступления в EC (1972, 1994) — им и так неплохо живется: в подсчетах уровня жизни, которые регулярно проводит ООН, Норвегия уверенно занимает первое место». (с) Афиша

Хронология истории Норвегии

http://www.norge.ru/history/?PHPSESSID=101b867d71052b4ec4c950ca258ce45c

Oslo Pass

Несмотря на то, что Осло среди европейских столиц и культурных городов котируется мало, советую все же уделить ему дня 2 – один день у вас уйдет целиком на посещение всяческих неутомительных музеев по билету Oslo Pass, а второй – на прогулку по городу и парк скульптуры Вигеллана. Осмелюсь заметить, давно я не получала такого удовольствия от посещения музея, как на полуострове Бюгдой.

Итак, пресловутый Oslo Pass стоит 220 крон на человека и действует 24 часа. Его счастливые обладатели могут бесплатно парковаться по всему городу в течение суток, и кататься на всем городском транспорте без ограничений, включая кораблики, которые идут до полуострова Бюгдой Билет включает также посещение всех 6 музеев «музейного острова», а также ряда прочих музеев Осло, к примеру, замок Акерсхус (где советую посетить королевскую усыпальницу) или музея лыж у подножия трамплина Холменколлен, откуда можно подняться на самый верх прыжковой вышки и почувствовать себя, как минимум, Томасом Моргенштерном

Карточку Oslo Pass нужно активировать – именно с этого момента карта действует 24 часа. Если первое пользование картой происходит в транспорте, то вы просто ее компостируете, если в каком-то музее или на кораблике, то тогда кассир ставит на карточке штампик с датой и временем. Ездить без билетов вообще категорически не советую! Приобрести билет можно, к примеру, в турбюро, где принимают карты. В музеях, где вход по Осло Пасс бесплатный, вы предъявляете его в кассе и получаете билет.

Повторюсь, что за 1 день (при условии, что вы начинаете прогулку не в полдень, разумеется), не особо утомляясь, можно осмотреть замок Акерсхус, затем съездить на Бюгдой, где обязательно посмотреть 5 музеев (викингских кораблей, Народный музей, Кон-Тики, Фрам и морской музей), и если будет открыт – замок короля Оскара (в наше посещение Осло замок был окутан лесами и закрыт на реконструкцию), вернувшись в Осло, доехать на метро до Холменколлена и посмотреть музей лыж, а затем подняться на вышку, с которой прыгают летающие лыжники. По номиналу такая прогулка обошлась бы нам 545 крон (+закрытый замок), Oslo Pass же стоит 220 крон.

Цены июня 2008

Музей викингских кораблей - 50 крон

Морской музей - 40 крон

Музей под открытым небом - 95 крон

Кон-Тики - 50 крон

Музей корабля «Фрам» - 50 крон

Музей лыж – 70 крон

Крепость Акерсхус – 70 крон

Кораблик, 1 поездка – 30 крон у кондуктора (в автомате – 22 кроны)

Метро, 1 поездка – 30 крон у кондуктора (в автомате – 22 кроны)

Напомню, что 1 крона=5 рублям

Подробно об Oslo Pass http://www.europeancitycards.com/categories.asp?catId=73&subCatId=76&subCatId2=77

В ожидании своего кораблика можно уделить время небольшому, но довольно интересного скверу перед Ратушей, наполненному мощными скульптурными изображениями этаких «брунхильд», а также самой Ратуше (см. раздел о Ратуше).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные лица Норвегии:

News image

Фурухольмен, Магне

Магне «Магс» Фурухольмен (норв. Magne Furuholmen; род. 1 ноября 1962, Осло) — гитарист и клавишник норвежской группы a-ha. Ранние годы ...

News image

Григ Хагеруп, Нина

Нина Григ, урождённая Хагеруп (норв. Nina Hagerup Grieg; 24 ноября 1845, Берген — 9 декабря 1935, Берген) — датско—норвежская певица, лири...

News image

Плау, Ариль

Ариль Плау (норв. Arild Plau; 10 июля 1920 — 27 октября 2005) — норвежский композитор и фаготист. В предвоенные годы учился в Консерват...

На заметку:

Деньги в Норвегии

Норвегия не входит в зону евро и сохраняет национальную валюту. Норвежская крона (NОК, при обозначении цен - Kr) равна 100 эре. ...

Совершенный мир Хафьеля

Хафьель – современный горнолыжный курорт, пользующийся популярностью как у норвежцев, так и иностранных туристов. Он замыкает тр...

Гостиницы в Норвегии

Отельная база в стране весьма скромная. Правда, в последнее время начали строить хорошие апартаменты на 5-10 человек. Например, ...

Аэропорты в Норвегии

Аэропорты Осло Аэропорт Гардермёэн расположен в 47 км севернее Осло. С центром города его связывают скоростные поезда Флайто...

Отели Норвегии:

Nermo 4*

News image

Месторасположение: История отеля начинается в 1643 году, когда семья Nermo купила фер...

Skiers Lodge APT

News image

Месторасположение: Апартаменты с замечательным видом на Хемседал расположены на высот...

Scarsnuten 4*

News image

Месторасположение: Комплекс новых апартаментов высокого стандарта, расположенный на в...

Погода

Рассказы туристов:

Хюгге – нирвана по-норвежски

News image

июль 2006 Моя тяга к северу обнаружилась давно. Когда я в 8-м классе впервые поехала на Валаам (стандартный маршрут выходного...

Путешествие на кемпере по Финляндии, Норвегии, Швеции

News image

август 2005 Отчет о путешествии на кемпере (Фиат-Дукато 1998 г.в.) по Финляндии-Норвегии-Швеции. Август 2005 года

Популярные отели:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Прогулки по стране:

Ах, эта Норвегия!!!

News image

Хочу, поделится туром в Норвегию- 9 фьордов от оператора Вест Тревел от 9 августа 2010 года. Описывать красоты природы и фьордо...

Торнхейм-осло

News image

Вы можете съездить в Норвегию, воспользовавшись индивидуальным туром без группы и сопровождения на базе общественного транспорт...