Главное приключение лета

Норвегия - Путешествуя по Норвегии

главное приключение лета

События начали развиваться в конце апреля, когда я нашла подходящий маршрут. Я собиралась в Норвегию 6-й раз, много о ней знаю и даже говорю на норвежском языке. Я хотела присоединится к группе в Осло, а до этого несколько дней поболтаться по стране с норвежскими друзьями. В это время я активно бодалась с турфирмой – они не хотели брать меня, мотивируя, что я «проблемный турист». В чем моя проблемность была, мне было не совсем ясно – ведь я полностью оплачиваю тур, а где я найду группу, это мои проблемы.

Бодались около месяца. Потом я им привела еще три моих знакомых. Увидев живые деньги, они согласились взять и меня. Тогда я купила билет на самолет – я вылетаю в понедельник, а в четверг присоединяюсь к группе. За три дня до вылета я узнала адрес гостиницы в Осло. Когда мы только начинали общаться с турфирмой, они меня уверяли, что это город, а не пригород.

Но когда я узнала адрес гостиницы (дом 507!) мне стало ясно, это точно не город… Я была напугана, решив, что я переоценила свои силы. Написала письмо в гостиницу. В ответе было написано, что доехать до них очень просто… на двух поездах. Потом шло подробное описание куда мне надо идти от станции – поверните налево, пройдите вниз…

У меня была паника. Потом, осмыслив ситуацию, решила, что одним приключением будет больше. И даже название станции «Цветочный холм» мне стало нравится..

Я прилетела в Осло без каких-либо проблем. Хотя я переживала, что лечу двумя самолетами, между которыми только 40 минут и боялась за свой рюкзак. Боялась, что он потеряется. Но все обошлось. Меня и мой рюкзак встретил в Гардемоене мой тронхеймский друг, и мы отправились в сторону Лиллехаммера. По дороге было на что посмотреть – это и самая длинная река Норвегии, и самое большое озеро и какие-то горы. Осмотрели мы и Лиллехаммер. Там везде сохранилась олимпийская символика, хотя прошло уже столько лет.

Заночевали мы в небольшом отеле севернее Лиллехаммера на берегу очаровательного озера. На следующий день я была как истинный норвежец. Я ходила по национальным паркам в созерцании гор, снегов, мхов, рек. У норвегов есть поговорка, что «в воскресенье можно идти или в церковь или в горы». Бесцельное хождение по горам меня очень радует. Неторопливое созерцание величие и вечности природы позволяет оценить и место человека в системе бытия, и подумать над вечными философскими вопросами.

Потом мы прошли по участку древней дороги пилигримов и были в фантастическом месте, которое называется «Прыжок рыцаря». После всего этого я осмотрела Тронхейм, посетила ресторан, где я попробовала норвежский рыбный суп (потом я узнала, что почти во всех ресторанах его готовят из пакетиков!) и ночным поездом отправилась в Осло. Норвежские железные дороги меня так удивили. Они всем дарят комплект из одеяла с подушкой! У меня был всего один рюкзак.

Половину его занимали горные ботинки, другую русский шоколад (почему-то все норвеги, хотели его в подарок из России). Куда положить это одеяло с подушкой было не ясно. Но и выбросить жалко! Пришлось положить в отдельный мешок. Я была в Осло в 6-30. Утренний город меня несколько напугал – так все грязно и столько бомжей. Я сидела на вокзале до 7 часов – ждала, когда откроется туристическое бюро. В 7-00 я купила Ослопасс, который мне давал возможность кататься на всем транспорте и ходить почти во все музеи. С Ослопасс в руках я отправилась в сторону Цветочного холма. Это оказалось, на самом деле, не очень сложно.

Я оставила в гостинице все вещи и вернулась обратно в Осло к 9-00. Я решила, во что бы то ни стало, оправдать свой Ослопасс, поэтому в планах было посещение кучи музеев. Я посетила музей корабля «Фрам», музей кораблей викингов. Там я была мало времени. Я не знаю, как на один-два экспоната можно смотреть часами. Потом отправилась в фольклорный музей. Когда я искала там ставкирхе, на меня упало с дерева два орешка. Только я подумала, что я не в сказке и, что я не золушка, как на меня упало три орешка. Можно было теперь загадывать желания…

К этому времени я уже оправдала Ослопасс, но решила еще походить по музеям. Я зашла в здание ратуши. Я раньше никогда не ходила внутри, не поднималась на второй этаж. Мне там понравилось. После этого я решила посетить музей Мунка. Там мне точно не понравилось. И дело здесь вовсе не в Мунке. Там досмотр как в аэропорту, тебя чуть ли не раздевают до трусов. Не думаю, что Мунк так уж ценен. На мой взгляд, в Эрмитаже есть гораздо более ценные экспонаты. Хочется верить, что такие меры безопасности введены не из-за недоверия к туристам, а из-за особенности местоположения музея – он находится в пакистанском квартале.

Потом меня понесло в Хольменколлен. Взбираться в гору было очень трудно – весь день было 33 градуса жары и все мысли только о воде. Залезла на вершину трамплина, сделала фото. Покаталась в лыжном симуляторе (это – такая штука, где имитируются ощущения при прыжке с трамплина и перегрузки при слаломе). Хоть я и не любитель всевозможных каруселей, эта штука мне нравится. Я запихиваюсь в нее почти каждый год. После всего этого я бегу на поезд, у парламента меня ждут норвежские друзья. Я должна им подарить российский шоколад. Думаю, что он весь к тому времени расплавился. Кто же думал, что на севере Европы будет за 30?

Общаюсь с друзьями, время летит быстро, опаздываю на свой поезд к Цветочному холму, жду следующего на вокзале. На вокзале много наркоманов (?), бомжей, это несколько пугает. Около 23 часов я спускаюсь с Цветочного холма к моей гостинице, и именно в этот момент происходит выгрузка русских туристов. Трое моих знакомых (а это все женщины около 50, но с таким тонусом!) мне очень рады. Я вижу в первый раз гида. Исходно я думаю, что она меня не полюбит – ведь ей достался турист с выкрутасами. Ее первое обращение ко мне: «Мария Алексеевна…», не сулит ничего хорошего, но потом все нормализуется, и я буду очень довольна гидом, а она мной. Сплю, как убитая, после такого безумного дня и сомнительной предыдущей ночи в поезде.

Следующий день начался в 6-00 – завтрак, бегом в автобус. Опять Хольменколлен (правда, еще рано, на трамплин не забраться и симулятор закрыт тоже), бегом по Фрогнерпарку. Когда автобус оказывается в центре, то мы отваливаемся от группы. Мои тетеньки доверяют быть их гидом в Осло. Мы идем к королевскому дворцу, традиционная съемка с охранником Его Величества, валяемся в королевском парке, чуть ли не купаемся в королевском пруде, пьем кофе, в кофейне, где королевская семья любит покупать булочки. Очень жарко!

Заходим в Университет, хотим увидеть там знаменитую картину Мунка, но она в этом сезоне на реставрации. Идем в национальную галерею. Все ищут Мунка, я хочу еще увидеть Киттельсона (он как для нас Васнецов – иллюстрировал все норвежским сказки). Все находим, я покупаю несколько открыток, и мы отправляемся в сторону самой дорогой гостиницы страны. Я знаю, что можно в нее зайти и подняться на 34-й этаж, откуда из ресторана открывается потрясный вид на Осло. Мы поднимаемся на 33-й этаж, далее все закрыто. Мы призадачены.

В это время идет монтер и объясняет нам, что еще рано и все закрыто. Я говорю ему, что придется еще раз приезжать из России, чтобы посмотреть на этот вид. Теперь его очередь удивляться. «Прямо из России?»- спрашивает он. Мы киваем. Он для нас открывает ресторан. Оттуда на самом деле неплохой вид (думаю, что вечером, он просто отличный), после чего нас монтер спускает наружным видовым лифтом. Эмоций масса! Очень жарко. Мы купаемся и пьем воду из каждого фонтана, посещаем крепость.

На этом наши приключения в Осло заканчиваются. Нас ждет длинная дорога в Ставангер. Это происходит в пятницу вечером. Все едут на юг, на море. Мы плетемся в гигантской пробке. Все очень медленно. Есть параллельная дорога (не вдоль моря, а немного глубже), но у нас эстонские водители. Они не могут быстро принимать решение. Так и едем, долго и нудно. Наконец, мы в Ставангере. Гостиница расположена в районе аэропорта. Самолеты мне не мешают, как только я ложусь, то проваливаюсь и сплю мертвецким сном.

Начало следующего дня традиционно – подъём в 6-00, в 6-30 завтрак… Мы бежим на обзорную экскурсию по Ставангеру. Как и в прошлом году, попадаем на фестиваль еды, где видим из необычного ресторан «Пушкин», мороженую акулу. Заходим в собор, покупаем клубнику и бегом на кораблик – нас ждет круиз по Лисефьорду. Во время круиза видим морских котиков, горных коз, смотрим на Скалу Проповедника снизу. От всего этого захватывает дух! Мы начинаем подъем на Кафедру проповедника. Я делала это в прошлом году.

Тогда был проливной дождь, и мы шли по колено в воде, когда поднялись наверх, то ничего кроме тумана видно не было. В этом году ситуация совсем другая. Опять +32 и солнце, самое главное иметь воду. Одна из моих знакомых сразу отказывается от этого проекта, другая всю дорогу произносит две фразы как заклинание: «Дура я, старая, ненавижу камни». Но она доходит до верху. В середине подъема обнаруживается огромное озеро. В прошлом году я его в тумане не заметила. Все купаются. Мы пьем воду, вообще мы пьем воду из всех луж, даже не боясь, что «станем козленочками», и идем дальше.

Наверху открывается такой величественный вид, что за него можно многое отдать. Небольшая фотосессия, и нас ждет обратная дорога. Спустившись вниз, я падаю во всей одежде в озеро. Очень жарко. Одежда высыхает за полчаса. Турфирма поит всех покоривших Проповедника красным вином. Юля говорит: «Молодцы, вы сделали это». Снова отправляемся в Ставангер. У всех язык на боку, скорее в коечку. Я хочу взять велосипед и осмотреть окрестности. Но тут случается беда – то ли от этой горы, то ли от жары я позабыла почти все норвежские слова и аренда велосипеда стала для меня проблемой. Юля помогает мне по-английски (правда в гору она не лазила, возможно, поэтому все и помнит). Осмотрев окрестности и вернув велосипед, падаю в койку.

Традиционное начало дня – подъем в 6-00… Группа едет в Берген. Дорога идет через несколько подводных туннелей, и еще мы едем на двух паромах. Многие сидят с закрытых помещениях, я как всегда обдуваюсь всеми ветрами. Начинается обзорная экскурсия в Бергене. Я отваливаюсь от группы – здесь у меня встреча с другом, этническим датчанином. Я боюсь, что я буду его плохо понимать – беру с собой словарь, бумагу ручку. Он ждет меня у моей церкви (Мариякирхен).

Я не могу найти набережную (проповедник встряхнул мою голову!). Я спрашиваю у пожилой женщины, как пройти к Брюгген? Вопрос в Бергене идиотский – сразу видно, что человек иностранец. Женщина пытается говорить со мной по-английски. Я ей радостно говорю, что я хочу говорить по-норвежски, она меня за руку отводит к набережной… Бегу к церкви, под ней сидит Ларс, мы обменивается сувенирами. Это странно, но я его понимаю лучше всех из моих друзей. Мы отправляемся на фуникулере, чтобы увидеть Берген сверху. Вид отличный.

В столице дождей солнце, опять жарко. Спускаемся с горы пешком, ходим по Бергену. Это воскресенье, почти все магазины закрыты. Я хочу купить национальную кашу (рёммегрёт), Ларс находит дежурный магазин, и мечта идиота осуществляется. Времени еще много, мы просто болтаем. Как-то вышли даже на «Преступление и наказание» Достоевского и любимую тему всех норвегов – убийство Анны Политковской. После этого думаю, что у меня норвежский лучше, чем я думала.

Мы уезжаем из Бергена и двигаемся в сторону Лаэрдаля. Едем через самый длинный туннель - 24.5 км и еще 10 метров. Красивый, впечатляющий, ничего не скажешь. В таких местах хорошо понимаешь смысл выражения: «Свет в конце тоннеля». Гостиница стоит на окраине города (ели это можно назвать городом). Спрашиваю у Юли, где находится старый город. Юля меня уверяет, что старого города здесь нет. Но я ведь была в нем в прошлом году! Спрашиваю у Юли, где музей телеграфа (!)? Юля замучена моими идиотскими вопросами, говорит, что мы сейчас это спросим на ресепшн.

Юля меня уверяет, что девочка в гостинице меня не будет понимать, т. к. она датчанка. Но мы хорошо находим общий язык и я со своими тетеньками иду в старый город. Город впечатляет своими беленькими домиками (говорят, что из 18-19 веков), обилием цветов и нереальными зеркальными видами. Мы видим один очень красивый дом, он весь в цветах. Хочется его сфотографировать, но там сидит хозяин. Я спрашиваю разрешение сфотографировать дом. Хозяин, услышав, что мы из России, хочет фотографироваться с нами. «Никогда не разговаривал с человеком из России», - говорит он. В следующем году, если я буду в Лаэрдале, то должна буду отдать ему его фото. Фотографируем закат. День завершен, падаем в коечки.

Начало дня не отличается разнообразием. Все типично – подъем в 6-00…

Сегодня у меня очень напряженный день. Наша группа отправляется в круиз по Нейрофьорду и катается по фломской железной дороге. Я и две мои тетеньки отказываемся от этого. Юля с группой нас покинули, мы остались с водителями. Водители пересчитывают нас по-эстонски – юкс, какс, кольм… Я могу продолжить этот счет. Я была ребенком несколько раз в Эстонии и до сих пор что-то помню. Водители удивлены. Они не знают где им взять бензин, а полочка-выручалочка Юля уже на корабле.

Водитель спрашивает меня, говорю ли я по-норвежски. Я радостно киваю головой. Я спрашиваю на бензоколонке, где можно заправиться автобусу, получив ответ, радостно сообщаю его водителям по-эстонски. Так я стала любимицей водителей до конца тура… Мы приезжаем во Флом. Здесь мы втроем арендуем велосипеды и отправляемся по окрестностям. Горы, водопады, реки, рыба, овцы… Всего не перечислить. В прошлом году во Фломе у меня была прикольная история. Я велосипедила там в первый раз и не знала, куда можно поехать.

Мне нарисовали на карте, что я могу проехать пару км, потом оставить велосипед и спуститься к гигантскому водопаду. Меня на этом месте надо было видеть. Я как человек с российским менталитетом, просто боялась оставить велосипед – вдруг его украдут! Я его и за дерево положу, и туда, и сюда.. Короче, расстаться с велосипедом я не могла, решила не любоваться водопадом… Снова велосипедим, подъезжаем к фломской церкви. Написано, что она открыта с 10-00. Времени сейчас 9-50. Стоим, ждем. 10-00 – никто не пришел…

Поднимаем щеколду, входим на церковный двор, обходим вокруг церкви. Ничего. Смотрим, церковь не заперта. Заходим внутрь. Там такое спокойствие, хочется просто посидеть вне суеты. Но у нас не так уж много времени. При выходе находим книгу посетителей, листаем ее. Россиян в ней нет, регистрируемся, выходим из церкви, закрываем ее, выходим с церковного двора, опускаем щеколду… Все это было немного странно. Древняя церковь (1670) всегда открыта с церковной утварью и без охраны. Хотя, возможно, там везде есть видеокамеры. Кто знает?

Велосипедим обратно во Флом. По дороге приобретаем малину (просто кладем деньги в банку), любуемся стадами овец. Вот уже около 11-00. На это время у меня заказан каяк и я бегу в сторону пляжа. Встречаю своего очаровательного инструктора по каякингу Мариуса, расписываюсь, что я здорова, оплачиваю это развлечение. Еще минута и я уже в спасательном жилете и мне объясняют мои действия. Еще несколько минут и я уже одна в каяке в водах фьорда. Правда мой инструктор плывет в параллельном каяке на расстоянии метро 5. Но я горда собой. Все получилось. Я это делала в первый раз в жизни.

Правда, я немного расстроена, что у меня нет фотографий в каяке. Туда я фотоаппарат даже не брала, везде вода. Но ведь главное не фото (хотя это тоже хорошее), главнее, что в голове. В 13-00 я снова стою на земле. В это же время приезжает и наша группа на поезде. Я рада, что я смогла все-таки заказать каяк на нужное время (добиться какой-то ясности у турфирмы я не могла – заказывала каяк на свой страх и риск). Благодарю Юлю, что у меня там все хорошо сложилось. Она говорит, что это все моя заслуга. Но ведь она могла бы и не отпустить меня туда. «А вдруг труп?», - спрашиваю я у нее. Она пристально смотрит на меня и отвечает: «Я вижу, вы нормальная, надеюсь, инструктор тоже. Что с вами может случиться?». И то верно.

Во второй половине дня у нас посещение ледника. Ледников в Норвегии много и я не знаю, будет ли у меня возможность не только посмотреть на ледник, но и походить по нему. Спрашиваю об этом Юлю. Она смотрит на меня загадочно и говорит: «Машенька, ужин вас вряд ли заинтересует, берите горные ботинки и идите на ледник». Я хожу по леднику, пью эту талую воду (как в детстве сосульку облизал). Эмоций масса. На ледник идет только полгруппы. Остальные… ужинают. Это надо же было тащиться за тысячи км, чтобы ужинать!

Грузимся в автобус. Едем к нашей гостинице, которая находится на берегу фьорда. Есть возможность искупаться. Сколько раз я была в Норвегии, мне в голову не приходила мысль купаться. Ладно, там ногу, руку запихнуть хоть во фьорд, хоть в океан. Но купаться! У меня даже нет купальника. Я завернута в чужое парео, пытаюсь залезть во фьорд. Я вообще не большой любитель купаться, но идея искупаться во фьорде весьма заманчива. Юля подходит к нам. Обсуждаем, что вода не очень теплая.

Вдруг Юля ныряет во фьорд и не просто ныряет, она это делает как дельфин. Она снова поразила туристов. Думаю, что она профессионально занималась плаванием. Купаются только россияне. Японские туристы снимают нас на камеру. Вообще-то холодновато. В гостинице пьем коньяк, вытаскиваем одеяла из пододеяльников и пытаемся уснуть.

Утро. Уже привыкли вставать в 6-00. Уже просыпаюсь без будильника. Получилось раньше. Иду осматривать окрестности. Делаю несколько фотографий и бегу на завтрак. Сегодня у нас две большие паромные переправы. Мы двигаемся в сторону Мольде. Стою, обдуваемая ветрами. Еда на пароме интересуем мало, есть и спать буду в России. Мольде окружен 222 снежными вершинами. Эта зима была не очень снежная, поэтому горы впечатляют, но крышу полностью не сносит. Говорят, что подобные пейзажи очень успокаивают и поэтому в Мольде много санаториев для психическинеуравновешенных людей. Это еще город джаза и роз. Посмотрели на все это. Понравилось.

Теперь мы отправляемся в сторону Атлантической дороги. Ощущения от нее совсем странные. Там всего градусов 15 и туман. Мы отправляемся на берег океана, рассматриваем водоросли. Ощущения как будто бы мы на другой планете. Нравится. Выезжаем из этого места. Все по-прежнему: +33 и солнце. Двигаемся в сторону Тронхейма. Ночуем в его пригороде (опять рядом с аэропортом), я по традиции на велосипеде изучаю округу. Растениями падем спать.

Вот и пришло последнее утро в Норвегии. Оно началось, так же как и все – подъем в 6-00. Отправляемся в религиозную столицу Норвегии. Юля проводит обзорную экскурсию. Я была в Тронхейме за неделю до этого. Я пробовала на Нидаросе (главный собор Норвегии) найти Улафа Святого, но не смогла это сделать, уж больно много там разных фигур. За это время случилась годовщина его гибели, и на одной из фигур появился венок. Теперь стало ясно, кто из них чуть ли не самый любимый король норвегов.

Заходим внутрь Нидароса. Там есть возможность подняться на смотровую площадку. Пускают каждые 30 минут. Сидим в потемках, ждем. Внизу предупреждение, что людям с клаустрофобией делать это не надо. В то время я еще думаю, что у меня нет клаустрофобии. Поднимаемся наверх. Всего 172 ступеньки. В середине пути я думаю, а нужно ли мне это было – маленькая винтовая лестница, очень темно. Вдоль стены натянута веревка и предлагается, передвигая руками по этой веревки перемещать ноги. Поднялись с трудом. Вид не такой уж и фантастический.…

Стали спускаться вниз. После света на лестнице совсем темно. Не видно ничего. Я встала бараном, я боюсь идти дальше. У одной из моих тетенек оказался фонарик (!). Если бы не она, то я бы не знала, как бы мы спустились. Потом мы посетили фестиваль Святого Улафа. Там были сосредоточены все старые промыслы. Там были кузнецы, стеклодувы, ткачи… Атмосфера старого города была неплохо воспроизведена.

Потом я снова встречалась со своим другом. Он уже к тому времени съел российские конфеты и решил мне подарить норвежские конфеты взамен. Они были вкусные, но некоторые из них были лакричными. Как их можно есть? Я не знаю. Вот, и все. Мы покидаем Норвегию. Вообще-то грустно… Мы въезжаем в Швецию. Впереди Упсала, Сигтуна и Стокгольм, но это уже не очень интересно. Хельсинки и Турку не вызывают почти никакого интереса.

Приехала домой, загорелая и уставшая, с массой эмоций и фотографий. Где я буду следующим летом? Для меня это не вопрос. Это точно Норвегия.